вторник, 11 августа 2015 г.

Нуман Али Хан

Передача:"Стыд"

Часть 1



Как указано в буклетах, название сегодняшней программы «Стыд».  Это то, о чем я собираюсь говорить на протяжении семи часов. Как можно говорить семь часов о стыде? Хорошая новость состоит в том, что я не будут говорить все семь часов, будет достаточно много перерывов, альхамдулиллях, и вы протянете этот день. Но в начале я хочу дать общую картину этой программы и серии передач на схожие темы, которые последуют за ней.

Мне интересны несколько тем и вопросов, которые связаны с нашей жизнью, которые нам следует понять и которые будут иметь глубокие последствия на нашу жизнь как мусульман. Я хочу изучить взгляд Корана на эти вопросы. Есть различные подходы к изучению Корана. Вы можете изучать Коран ради него самого, другими словами вы учите суру просто потому что вы изучаете суру Араф, и ваша цель узнать, что в суре Араф или в суре Исра и т.д. Другое отношение к изучению Корана проявляется, когда человек желает изучить определенную тему из Корана, хочет изучить определенный вопрос. И это то, что я пытаюсь сделать. Я выделяю важные на мой взгляд вопросы, расставляю их по приоритетности. Мне интересны те темы, которые создают больше всего проблем в жизни мусульман, которые ставят под угрозу веру мусульман, ставят под угрозу выживание, которые угрожают нашим жизням как мусульманам. Эти вопросы критичны для меня лично. Мною движет желание изучить все это, чтобы я мог что-то предложить своим собственным детям. Я желаю, чтобы у меня был такой ресурс, и посредством этого принести пользу и другим мусульманам.

Итак, тема обсуждения: «Стыд».

Очевидно, что это большая мировая проблема на сегодня. Мир прогрессирует в бесстыдстве. Мир становится непристойным, непорядочным. И очень тяжело избежать этой реальности. Это по телевизору, это в интернете, это на мобильных, это на мониторах по дороге, это в школах, это среди друзей ваших детей, это в вашей собственной жизни, это на работе, это в студенческих городках, это повсюду, и вы не можете избежать этого. И постоянно идет нарушение, постоянно проблемы с этой темой «Стыд». В своих собственных исследованиях я изучил тему «хайа» - «стыда», «скромности». Коран очень редко использует это слово. Оно используется в форме «истихйа» , что означает «стесняться». Оно использовано в аяте, когда Аллах говорит: «Аллах не стесняется приводить в пример комара…». Итак, это слово использовано, когда говорится об Аллахе. Также это слово использовано, когда говорится о стыдливости женщин. Когда говорилось об одной из двух дочерей из Мадйана, которые вышли к Мусе (мир ему), чтобы позвать его в дом: «Одна из них подошла к Мусе, стесняясь». Но интересно, что сама тема стыда – хайа или истихйа, не является преобладающей темой в Коране, это небольшая тема в Коране. Скорее обратное, большой темой является «Фахша» - «бесстыдство», «распутство», «непристойность». Большой темой Корана является «бесстыдство», а не «стыд». И этому есть причина. Это было понятно даже доисламским арабам. Из лексического анализа арабских слов можно уловить много нюансов культуры.

У арабов есть слово «хайа», которое означает «стыд». Но слово «хайа» происходит от того же корня, что и слово «жизнь». «Хайат» - «жизнь». У них общий корень. И наиболее важное из качеств живого – это обладание стыдом. Это часть жизни. Тот, у кого нет стыда, не считается по-настоящему живым. И это даже не следует описывать. Нет необходимости долго рассказывать о том, как надо быть естественным, и мы поговорим об этом. Те из вас, кто в колледже проходит курс антропологии или социологии, будут изучать противоположное исламской точке зрения. Вы будете изучать, что изначально люди были животными, а у животных нет одежды, и поэтому у них нет стыда. И мы изначально были лишены стыда. Но постепенно научились этому. Это общество принудило нас носить одежду, но одежда не является частью естества человека. Сейчас вы сталкиваетесь с новыми течениями, которые пытаются «быть ближе к природе». И даже курайшиты в Аравии, когда совершали обход вокруг Каабы, считали, что одежда является не естественной, и если кто-то желает поклоняться Аллаху в естественном состоянии, то следует обходить Каабу голым. Такова была их логика. Они делали это. И это обосновывали тем, что одежда – нечиста, мы создаем одежду, но Бог создал нас не такими. И одежда связана с нашими грехами, поэтому нам не следует носить одежду во время совершения Хаджа, когда совершаем обход вокруг Каабы. И продолжая эту логику, надо сказать, что следует снять и кожу, которая также присутствовала во время совершения грехов. Это их логика, их обоснование. Но я собираюсь представить отношение Корана, которое заключается в том, что естественным состоянием является носить одежду и испытывать стыд. Это начальная точка человечества.

Я взял эту тему «бесстыдство» - вызов «хайа» - «стыду» - и посмотрел в Коране, как эта тема там обсуждается, и я разделил эту тему на 9 или 10 категорий. Некоторые из них длиннее, другие короче, но я считаю, что все они важны. Я законспектировал это на 45 страницах, но не беспокойтесь, шрифт достаточно крупный. Но меня беспокоило то, насколько вы внимательны, потому что я многое желаю осветить. Поэтому, я буду брать один раздел, надеюсь, это не займет более часа. Я объясню вам, почему я выбрал этот раздел, раскрою в течение часа, затем дам вам возможность отдохнуть, затем вы вернетесь, мы продолжим, и если успеем все, то альхамдулиллях, а если не успеем, тоже альхамдулиллях, мы соберемся еще и завершим. Я хочу дать каждую часть отдельно, а не просто пробежаться по содержанию. Я хочу раскрыть мысли, которые стоят за каждой из частей. И перед тем как начну, я хочу обсудить общее заблуждение. Общее заблуждение относительно стыда в Исламе состоит в том, что стыд непосредственно связан с женской одеждой: хиджаб, джильбаб, никаб – это то, что есть стыд в Исламе, и это очень великая вещь в Исламе, что женщина должна одевать хиджаб, женщина должна быть правильно одета. Хиджаб или химар,  в Коране нет слова «хиджаб», а есть слово «химар» и «джильбаб», мы поговорим об этом в конце, иншаАллах. И мы будем вынуждены поговорить о них. Сестры иногда говорят: «Почему вы говорите о женской одежде, но не говорите о мужской одежде?» - Если вы найдете мне аят, говорящий о мужской одежде, то я буду говорить о мужской одежде. Но Аллах уделил важность этой теме. Он подчеркнул эту тему спустя 16 лет после начала ниспослания Корана. Коран начал ниспосылаться, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)  был в Мекке, когда ему было 40 лет. И ему было 55-56, когда начали ниспосылаться аяты о женской одежде. 16 лет никаких разговоров о женской одежде не было. Но о бесстыдстве говорилось много. Тема стыда и бесстыдства поднималась часто. Итак, есть концепция «хайа» и концепция «фахша», которая вне сферы вопросов одежды мужчин и женщин. И мы поговорим об этом в первую очередь. Я приведу вначале самое исчерпывающее определение бесстыдства, это как золотой стандарт, если вы поймете его, то вы поймете, что Аллах говорил о стыде или бесстыдстве в Коране. Сура «Араф», седьмая сура. Мекканская сура. Это одна из ранних мекканских сур. И одна из самых больших мекканских сур, сура «Араф» и «Анам» - обе большие суры. Обычно, большие суры ниспосылались в Медине, например, сура «Бакара»,»Али Имран», «Ниса», «Маида» - крупные мединские суры. Но эти две уникальны. Это две большие мекканские суры: сура «Анам» и сура «Араф».

Итак, какова наша первая сура? Сура «Араф». И начну с десятого аята, и дам вам полную картину того, что было вначале.  В самом начале этой суры говорится

« المص»

«كِتَابٌ أُنزِلَ إِلَيْكَ فَلاَ يَكُن فِي صَدْرِكَ حَرَجٌ مِّنْهُ لِتُنذِرَ بِهِ»

«Тебе ниспослано Писание, которое не должно сжимать твою грудь, дабы ты увещевал им» - ты не должен переживать из-за этого, из-за тех ожиданий. Даже посланнику Аллаха было сказано, чтобы он не чувствовал себя подавленным из-за того, что он должен представить это все людям. Знаете, когда человек должен представить что-либо публике, и он переживает, то людям это может не понравиться; вы должны сказать что-то, но людям это не понравится; кто-то будет раздражен в результате вашего выступления – тогда человек испытывает дискомфорт перед тем как сказать это. Например, если вы мягкосердечный начальник, то вам трудно уволить работника. Тяжело сказать об этом. Об этой теме тяжело общаться. Если вы знаете, что у вашего брата большая проблема,  вы обнаружили у вашего брата что-то не подобающее на компьютере, и хотите поговорить об этом, то это тяжело сделать. Вы проходите тихо мимо детской комнаты, и вдруг видите на матрасе что-то, и вы должны поговорить, но не знаете с чего начать. Неудобно. И такое же чувство испытывает человек, когда должен рассказать людям о послании, которое полностью чуждо им. «О чем ты говоришь?» Они раздражены тем, что говорит человек. Но посланник Аллаха не должен испытывать дискомфорт, когда проповедует, ему просто следует доводить как есть – говори слова Аллаха без беспокойства. И, прочитав эти аяты суры «Араф» до того как прийти на эту программу, я себя почувствовал намного лучше. Ведь я знаю, что некоторые из вас будут раздражены тем, что я буду тут говорить. Это не легкая тема, об этом нелегко говорить. Это то, что загоняет в тупик. Но это необходимо обговорить. И Аллах говорит Своему посланнику – не переживай о том, что люди будут думать. Не обременяй себя, иди и предостерегай. Поэтому нам надлежит следовать за сунной Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

وَذِكْرَى لِلْمُؤْمِنِينَ

«…и было напоминанием для верующих»

Я надеюсь, что вся эта встреча будет хорошим напоминанием для вас и для меня, которое увеличит нашу веру. Продолжим. Вначале описывается то, что будет в Судный День, что Весы в этот день будут истинными, все человечество, вне зависимости от того, когда оно было рождено, все оно выйдет в Судный День. Все будут вместе. И это точка, когда заканчивается история человечества. И после этого Аллах начинает рассказывать о том, с чего началась история человечества. История человечества начинается с Адама (мир ему). Мы начнем с истории Адама, потому что это наилучший пример для изучения стыда. На мой взгляд, это основной момент для изучения понятия «фахша» и понятия «хайа». Это основа, а все остальное идет вслед за этим.

«وَلَقَدْ مَكَّنَّاكُمْ فِي الأَرْضِ وَجَعَلْنَا لَكُمْ فِيهَا مَعَايِشَ»

«Мы наделили вас пристанищем на земле» - т.е. дали хорошее место обитание. В отличие от других верований, мы не считаем, что мы находимся на Земле  в качестве наказания. Мусульмане так не считают. Мусульмане считают, что мы были размещены на Земле, и это дар от Аллаха, а не наказание. Аллах сам сказал: «Мы разместили вас на земле».

«وَجَعَلْنَا لَكُمْ فِيهَا مَعَايِشَ»

«и предоставили вам средства к жизни»

Слово « مَعَايِش» означает хорошую жизнь. Люди, говорящие на урду, знают слова, которые являются производными от этого арабского слова. « مَعَايِش» - хорошая жизнь. Аллах сообщает, что Он поместил средства для хорошего существования тут. Это ответ на иное заблуждение: «В Исламе столько запретов, что человек не может хорошо жить». Производные от слова « مَعَايِش» использованы для описания жизни в Раю.

«فَهُوَ فِي عِيشَةٍ رَّاضِيَةٍ»

И Аллах сообщает, что отблески той жизни можно найти в этом мире – средства для ведения очень хорошей жизни на Земле, для получения наслаждения. Кстати, откуда происходит наслаждение? Наслаждение получается тогда, когда вы достигаете того, что желаете. Очень просто.  У вас есть желание, вы выполняете свое желание и получаете наслаждение.  Я очень хочу поиграть баскетбол, я играю и получаю наслаждение. Я очень люблю компьютерные игры, я играю и получаю наслаждение. Я очень хочу шоколадное мороженное, я ем его и получаю наслаждение. Когда выполняется желание, тогда получается наслаждение. Наслаждение не происходит вне этого. И наши страсти тоже желания. Женщина привлекательна мужчине, и это также вызывает желание. И Аллах говорит, что на этой земле созданы условия, чтобы вы наслаждались. Вы можете выполнить свои желания на этой земле.

«قَلِيلاً مَّا تَشْكُرُونَ»

Как же мало вы благодарны.

«وَلَقَدْ خَلَقْنَاكُمْ ثُمَّ صَوَّرْنَاكُمْ ثُمَّ قُلْنَا لِلْمَلآئِكَةِ اسْجُدُواْ لآدَمَ فَسَجَدُواْ إِلاَّ إِبْلِيسَ»

Вполне однозначный аят, я быстро пройдусь, чтобы дойти до нашей темы.

«Мы создали вас, мы придали вам образ» - поэтому Аллаху известно, что вам нужно, ведь это Он создал вас. И Он знает, как Он давал вам образ, и знает, что внутри каждого из вас, знает каждую вашу часть, знает ваши желания и страсти. После этого в физическую оболочку было помещено что-то, о чем тут Аллах не упоминает, и говорит: «…приказали ангелам совершить земной поклон Адаму, все подчинились, кроме Иблиса».

«لَمْ يَكُن مِّنَ السَّاجِدِينَ»

«Он не был из числа совершивших земной поклон». Не было просто сказано, что он не совершил поклон, а было сказано, что он не был из числа тех, кто совершал земной поклон Адаму когда-либо.

«قَالَ مَا مَنَعَكَ أَلاَّ تَسْجُدَ إِذْ أَمَرْتُكَ»

«Что помешало тебе поклониться, когда Я приказал тебе?»

«قَالَ أَنَاْ خَيْرٌ مِّنْهُ»

Вы знаете эту историю. Она не является нашей темой, но важна для построения беседы. Он сказал: «Я лучше него».

«خَلَقْتَنِي مِن نَّارٍ وَخَلَقْتَهُ مِن طِينٍ»

«Ты создал меня из огня, а его создал из глины».

Кяфир не верит, что Аллах создал его. Кяфир не верит, что Аллах – Халиг (Творец). А это слова Иблиса, и он говорит: «Ты создал меня». Он не просто верит в Аллаха, но он беседует с Аллахом и признает, что Аллах – создатель. Его неверие заключается не в том, что он отрицает существование Аллаха, а его неверие заключается в неподчинении. Я повторю это три раза: Его неверие – в его ослушании. Его неверие – в его ослушании. Его неверие – в его ослушании.

Почему я повторил это трижды? Потому что в этой аудитории есть люди, которые ослушиваются Аллаха, и они говорят: «Все не так плохо. Ведь я верю. Я не кяфир. Я делаю что-то плохое, и я знаю это, но это не делает меня неверующим».

Его неверие – в его ослушании. Шейтану не надо от вас, чтобы вы отрицали веру, вы можете продолжать называть Аллаха создателем. Все что нужно шейтану от вас – это привести к ослушанию. Вы должны понять: все, что нужно Шейтану – привести вас к ослушанию. И если вы продолжите говорить себе заклинание «Я, по крайней мере, верю в Аллаха, и этого должно быть достаточно». Но и Шайтан верил в Аллаха. И он сделал то же самое. Вот почему я повторил трижды. Вы поняли это? Так как это очень важный момент для продолжения разговора.

«قَالَ فَاهْبِطْ مِنْهَا فَمَا يَكُونُ لَكَ أَن تَتَكَبَّرَ فِيهَا»

«Низвергнись отсюда! Негоже тебе превозноситься здесь» - негоже тебе считать себя больше чем Аллах. Что мы говорим каждый раз перед молитвой? «Аллаху Акбар»  - «Аллах самый Великий», что также подразумевает «Аллах велик, а не я». И Аллах говорит, что когда вы ослушиваетесь, то это означает, что считаете, что «Я велик, а не Аллах». Вот что значит ослушание. И Аллах говорит ему: «Негоже тебе превозноситься здесь».

«فَاخْرُجْ إِنَّكَ مِنَ الصَّاغِرِينَ »

«Изыди, ибо ты – один из униженных».

«قَالَ أَنظِرْنِي إِلَى يَوْمِ يُبْعَثُونَ»

«Дай мне отсрочку» - отодвинь мою смерть до дня, когда эти люди будут воскрешены. Он просит Аллаха дать ему отсрочку до Судного Дня.

Аллах ответил: «قَالَ إِنَّكَ مِنَ المُنظَرِينَ » - ты из тех, кому дана отсрочка, Я позволяю тебе остаться на это время. Ученые разногласят относительно того умер ли Иблис, это сам Иблис или его потомство, но в Коране указывается на то, что он остался жить. И даже есть хадис, в котором сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) встретился с Иблисом. И это тот самый Иблис здесь, и у него армии, его подчиненные, которые продолжают наущать от его имени. Итак, Аллах сказал, что даст время, даст отсрочку. Иблис попал в проблемы из-за нас, так он считает. Кого он обвинял? Нас. Представьте, что в доме две сестры, кровные сестры. И они обе находятся в комнате. Одна из них говорит по телефону. А другая делает ей замечание, чтобы меньше говорила по телефону. Тогда первая откладывает в сторону трубку и говорит: «Ты не можешь мне указывать, что мне делать. И они начинают драться друг с другом. Одна из них попадает в проблемы. У нее проблемы с родителями, но кого она будет обвинять? Она будет обвинять свою сестру. «Ненавижу тебя. Мои родители ненавидят меня из-за тебя. Со мной нет никаких проблем, это из-за тебя я выгляжу в плохом свете». И Аллаху принадлежат наилучшие примеры. Иблис желает показать свою близость к Аллаху. Он же унижен по причине кого? По причине человека. И он говорит, о Аллах, позволь мне доказать, что Ты сделал не правильный выбор. Позволь мне доказать, что Тебе следовало оказать почет не им, а мне. Позволь мне показать, что не меня следовало наказывать, а их. Дай мне время до Судного Дня.

«قَالَ فَبِمَا أَغْوَيْتَنِي»

«Ведь это ты заставил меня поскользнуться, ты заставил меня неправильно поступить».

Он начинает обвинять Аллаха и потом говорит: «لأَقْعُدَنَّ لَهُمْ صِرَاطَكَ الْمُسْتَقِيمَ »

«Я засяду и буду ждать их….» «Гаада» - означает сидеть где-либо и ждать в засаде кого-либо. С «ля» указывает на непременность. Идея в том, что он сидит скрытно и ждет прихода. И тот, кто сидит в засаде, он не выявляет себя. Атакует ли он все время или только в подходящий момент? Он ждет подходящего момента, и затем нападает. Он говорит, что он будет в засаде, но он не будет все время показываться. Он будет ждать подходящего момента, и затем нанесет удар, до того, как люди поймут, что он был там.

«ثُمَّ لآتِيَنَّهُم مِّن بَيْنِ أَيْدِيهِمْ»

«Затем я буду подходить к ним спереди».

Что лежит перед нами? Прямой путь, ведущий в Рай. «Я подойду к ним и буду говорить: «Зачем тебе Рай? Это так далеко». Я дам им краткосрочные пользы». Это одно из многих объяснений слова «спереди».


«وَمِنْ خَلْفِهِمْ»

«и сзади» - «я подойду сзади и буду тянуть их». Кто-то атакует вас сзади, заставляет остановиться, заставляет отступить. Это выражение исопльзуется в Коране: «Если вы отвернетесь».

Когда Иблис видит прогресс, то он начинает удерживать.

«وَعَنْ أَيْمَانِهِمْ وَعَن شَمَآئِلِهِمْ»

«И справа, и слева» - эти слова имеют большое число трактовок, одна из которых: «если вы будете  в хорошей компании и в плохой».  Потому что «справа» - это хорошие дела, а «слева» - это плохие дела. Даже когда они делают хорошие дела, я буду вмешиваться. Даже когда они будут читать Коран, я буду вмешиваться.

Поэтому Аллах говорит: «Когда читаете Коран, то ищите прибежища у Аллаха».

Казалось бы, вы делаете хорошее дело, что может сделать шейтан с хорошим делом? Но шейтан обещает нападать и тогда. И обещает нападать во время совершения плохих дел.

«وَلاَ تَجِدُ أَكْثَرَهُمْ شَاكِرِينَ »

«И тогда ты увидишь, что большинство из них не благодарны».

Другими словами, когда они ослушаются Тебя и подчиняться мне, то это означает, что они не благодарны Тебе.

Этот отрывок начинается со слов о том, что Аллах поселил человека на земле и дал ему средства для существования. Затем Аллах сообщил нам о том, что мы не должны делать, всего несколько вещей, а большинство из того, что на земле, дозволено нам. Сколько видов мяса запрещены нам? Мы можем их пересчитать.  А сколько дозволено? Бесчисленное множество. Сколько видов напитков запрещены нам? В основном различные вариации одного продукта. А сколько дозволенного? Не сосчитать. Аллах даровал нам великое множество дозволенного, чтобы мы наслаждались, и выделил некоторые как запретные. И это всего несколько. И Иблис говорит, что Ты дал им столько дозволенного и всего лишь несколько вещей запретны, они подчинятся мне и будут использовать запретное, и Ты увидишь, что они не благодарны. Ты увидишь, что они идут за запретным.

«قَالَ اخْرُجْ مِنْهَا مَذْؤُوماً مَّدْحُوراً»

«Он сказал: «Изыди отсюда презренным и отверженным!»

«لَّمَن تَبِعَكَ مِنْهُمْ لأَمْلأنَّ جَهَنَّمَ مِنكُمْ أَجْمَعِينَ»

«А если кто из них последует за тобой» - Аллах не говорит, кто не уверует в Меня, это не является условием. Аллах говорит, что кто последует за тобой,  за шейтаном. Возможно ли, чтобы человек последовал за шейтаном?

Комментариев нет:

Отправить комментарий