вторник, 2 июня 2015 г.

Kогда мусульмане работают вместе - 1

Нуман Али Хан
Введение
Целью этих бесед является создание ресурса для мусульман, которые вовлечены в исламскую деятельность в мечети, школе, благотворительной организации, студенческом сообществе, группе молодежи, религиозном джамаате или любом другом виде сообщества.






«О те, которые уверовали! Не нарушайте святость обрядовых знамений Аллаха и запретного месяца. Не считайте дозволенным покушаться на жертвенных животных, или животных (или людей) с ожерельями, или людей, которые приходят к Заповедному дому, стремясь к милости и довольству своего Господа. Когда же вы освободитесь от ихрама, то можете охотиться. И пусть ненависть людей, которые помешали вам пройти к Заповедной мечети, не подтолкнет вас на преступление. Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании». (5:2)
Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху (Ною), и то, что Мы внушили тебе в 
откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму (Аврааму), Мусе (Моисею) и Исе (Иисусу): «Исповедуйте религию и не расходитесь во мнениях относительно нее». Тяжко для многобожников то, к чему ты их призываешь. Аллах избирает для Себя того, кого пожелает, и направляет к Себе того, кто обращается к Нему.

Они распались только после того, как к ним явилось знание, по причине зависти и несправедливого отношения друг к другу. И если бы не было прежде Слова от твоего Господа об отсрочке до назначенного срока, то их спор был бы решен. Воистину, те, которые унаследовали Писание после них, испытывают к нему смутные сомнения (42:14)

«Посему проповедуй и следуй прямым путем, как тебе было велено. Не потакай их желаниям и говори: «Я уверовал в то, что Аллах ниспослал из Писания, и мне велено относиться к вам справедливо. Аллах – наш Господь и ваш Господь. Нам достанутся наши деяния, а вам – ваши деяния. Нет места доводам (дальнейшим спорам) между нами и вами. Аллах соберет всех нас, и к Нему предстоит прибытие». (42:15)  

Целью этих бесед является создание ресурса для мусульман, которые вовлечены в исламскую деятельность в мечети, школе, благотворительной организации, студенческом сообществе, группе молодежи, религиозном джамаате или любом другом виде сообщества.
Каждый мусульманин знает, что Коран – это наставление для нас. Но многие мусульмане не понимают, что Коран дает нам наставления не только по вопросам поклонения или по индивидуальным проблемам. Напротив, эти наставления касаются всех аспектов жизни. Аллах дает нам наставления как на индивидуальном уровне, так и на общественном; на уровне сообщества и совместной работы. У нас есть наставление в Книге Аллаха для работы в джамаате. Эти лекции являются лишь небольшим обзором на наставления, и они должны принести барака (благословение) в эту работу.
3 типа борьбы Итак, это первый урок, который является обзором или концептуальным взглядом. Я хочу начать со слов, что все люди нуждаются в борьбе, и эта борьба ведется на нескольких уровнях. Например, борьба за выживание. Этот вид борьбы есть и у животных. Так, птица покидает свое гнездо, чтобы найти пропитание себе и птенцам. Другой вид борьбы начинается, когда вы выполняете основные потребности общества. Возможно, это связано с вашей семьей, соседями и т.д. Например, вы хотите уменьшить преступность в округе. Вы хотите убедиться, что установлено достаточно знаков на улицах в вашем районе и поэтому обращаетесь к местному управляющему для решения этих проблем. Вы вовлекаетесь в борьбу на уровне общества, и вы боритесь за что-то более чем просто личные нужды. В то же время есть люди, которые из политических соображений борются за плохие группы. Это не касается мусульман, а людей в общем. Но есть и еще один вид борьбы. Это борьба за цель, за веру. Это не обязательно должно быть чем-то физическим или материальным, как, например, уборка района или улучшение школ. Это борьба на духовном уровне. Люди верят в идею, цель или идеологию. Для мусульман это Ислам. И мусульмане стремятся, чтобы каждый узнал об этой прекрасной религии и этом правильном учении. Кто-то в такой же степени может переживать за христианство, иудаизм, индуизм или атеизм. И они хотят пропагандировать или распространять свою идеологию. Они сражаются за распространение своего учения в мире. Это борьба не за материальные блага, а за цель, за идею. И возможно вы не увидите плодов своей борьбы за идею при жизни, потому что сама идея слишком огромна для вас. В немусульманской сфере есть люди, которые сражаются за справедливость или лучшие условия жизни. Например, эпоха Просвещения или Французская Революция. Они сражались против церкви, ради свободы, общей демократии, или же за право людей решать свою судьбу и определять политику правительства. Вне зависимости от того увидят они результаты при жизни или нет, они готовы сражаться; отдавая ради этого даже свои жизни. Итак, резюмируя: существует три уровня борьбы: на уровне личности, на уровне материальных благ для общества, на уровне материальных или абстрактных идеалов, веры и целей в обществе.

Борьба за Ислам. Теперь позвольте раскрасить эти три вида борьбы кистью Ислама. Не только мирским значением, но и значением другого мира. Ислам требует от нас сражаться на уровне индивидуумов. Я должен сражаться со своим нафсом. Я должен сражаться против шайтана. Я должен сражаться против своей ленивости, своего гнева. Эти виды борьбы я должен вести с собой. Я должен сражаться с собой, чтобы улучшить свое поклонение. Многие дуа, которые мы читаем, связаны с этим видом личной борьбы. Например, «Аллахумма аинна аля зикрика, уа шукрика, уа хусна ибадатик» – «О, Аллах! Я прошу у тебя помощи в поминании Тебя, в благодарности Тебе и в хорошем поклонении Тебе». Это борьба с эго, с нафсом, с душой. Затем, мы идем чуть дальше и говорим себе, что не должны беспокоится только о себе. У нас должно быть место, где другие мусульмане могут поклоняться Аллаху. И строится мечеть. После этого возникает еще большее беспокойство: образование детей. Организовываются воскресные и исламские школы. После этого возникает еще больше беспокойств: необходимость распространять послание Ислама остальным. Создаются организации по призыву. Так возникают дополнительные виды борьбы, которые начинаются на индивидуальном этапе и затем распространяются на общину, затем выходят за рамки этого и ставят целью распространение Ислама по всей стране и во всем мире. Это могут быть и не материальные цели. Это цели без определенного конца, и каждый кто старается работать ради них, не отчаивается, когда не видит материальных результатов. Достаточно для него совершать что-то стоящее.

Самопомощь. Каждый труженик на ниве Ислама должен изначально понимать, что любое из этих усилий, которые мы прилагаем для других, в первую очередь мы сами извлекаем из этого пользу, а не те, кому направлены эти усилия. Это приносит пользу нам. Наш труд не обязательно должен приносить пользу кому-либо еще, потому что это не в наших силах. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был облагодетельствован больше, чем любой другой человек, но Аллах приказал ему сказать: «Я не владею мощью, чтобы дать вам благо или вред». Подумайте об этом. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) более благотворный, чем любой человек, и ему приказано говорить: «Я не владею мощью, чтобы дать вам благо или вред». И пользу, которую он дал нам, восходит через него к Аллаху. Таким должно быть отношение верующего. «Все хорошее, что делаю я, приносит пользу только мне. Я получу в итоге награду. Если я даю милостыню, то я даю ее себе; если я помогаю в мечети, в школе, в благотворительной организации, то я помогаю себе, и польза, которую я даю другим, не от меня, а от Аллаха». Необходимо развить в себе такое отношение. Возвращаясь к различным уровням борьбы, мы должны понять, что эти три вида борьбы (за себя, за материальное в обществе и за распространение Ислама) связаны друг с другом. Вы не можете быть активистом, который не заботится о себе. Некоторые люди так активны или вовлечены в организацию, что у них нет время на молитву или на правильное поклонение. Они уменьшили свою роль в одном виде борьбы и преувеличили роль в другом. И это неприемлемо в нашей религии. Это взаимосвязанные виды борьбы, и мы рассмотрим эту зависимость.
Займись своим делом. До того как мы начнем, давайте поговорим о большом ошибочном предубеждении об Исламе. Оно исходит из того, что мы сравниваем Ислам с другими религиями. Религия в общем в постмодернистском обществе на Западе и постепенно на Востоке, воспринимается как нечто личное. Например, в конституции США указано о свободе исповедания религии так же, как и о свободе речи, свободе выбора и т.д. Это свобода, которой мы пользуемся в этой стране по причине того, что религия считается личным делом. Никто не может запретить мне совершать молитву, и я не могу мешать кому-то поклоняться дьяволу. Личное дело каждого, верит он в Бога или нет; это их дело или их выбор. Это свободный рынок для идей и убеждений, и это личное дело. Но в Исламе все наоборот. Ислам не ограничивается только самим человеком. Если вы – мусульманин, то Ислам это не только личное дело. Исламом по определению и по умолчанию надо делиться. Если я исповедаю Ислам, то я не могут утверждать, что мой Ислам ограничен только мной. "Я не должен беспокоиться о ком-либо, кроме себя. До тех пор, пока я пощусь, пока я даю милостыню, совершаю хадж, я не должен беспокоиться ни о ком другом" – это то, как наша религия не позволяет нам думать. В своей сути, религия связана с окружающими. И на подобное понимание указывается в в одной из самых коротких, но самых красноречивых сур Корана: Сура Аср. Если бы Ислам был ограничен только самим человеком, то сура заканчивалась бы на: «кроме тех, кто уверовал и совершал благие дела», но следующий аят говорит: «и призывают друг друга к истине и призывают друг друга к терпению» Поэтому необходимо взаимодействовать с другими. Необходимо делиться религией с другими. Это есть суть этой религии. И подобное не нуждается в дополнительных доказательствах. Тот факт, что мы сидим внутри мечети, тот факт, что у нас есть волонтеры, записывающие нас, является примером коллективной работы. Есть люди, которые могут сидеть дома, кушать халяльную еду, ожидая молитвы Зухр, Аср и думать о себе: «Мой Ислам завершен. Я не совершаю запретного или неправильного», или «Мы создали сообщество», или «Мы участвуем в такой-то работе». Это ограниченное и искаженное понимание Ислама. Эта религия требует постоянной борьбы за пределами, которые есть у нас.
Понимание направления Есть еще несколько понятий, которые важны в этой дискуссии. Одно из них – мы должны понимать исторический период, в котором живем. Если бы я вел подобную беседу пятьдесят лет назад, то ее содержание было бы иным и основывалось бы на реалиях того времени. Мы должны понимать, что время, в которое мы живем, уникально. Вызовы, с которыми мы сталкиваемся как личности и как Умма, уникальны. Например, передача антиисламских ценностей посредством масс-медиа. Можно сказать, что как Умма мы никогда в истории не сталкивались с подобными испытаниями, с которыми сталкиваемся сегодня. И мы, в особенности молодежь, не можем понять природу этих испытаний, и поэтому приносим больше вреда, чем пользы. И это то, к чему наши враги привели нас.
Один Ислам или много? Какой правильный? Мы должны понимать, что мы живем в то время, когда совершается много различных попыток и движений, когда много различных названий работает под одной большой вывеской "Ислам". 
Так много различных оттенков Ислама. Так много разновидностей в Исламе. Приведу личный пример: большую часть своей жизни я провел в Нью-Йорке. Я уехал только пять лет назад. Итак, я изучал Ислам на серьезном уровне в Нью-Йорке. И в зависимости от того, в какую из мечетей ты ходишь, можно было увидеть различные бренды Ислама, которые полностью отличались от остальных. Ты подвергался воздействию различных отношений к Исламу. Я не хочу давать названия группам или движениям, и я не говорю о том, что выходит за рамки ортодоксального Ислама. Я говорю о суннитском Исламе. Даже при этом у вас огромное разнообразие. И я, будучи молодым впечатлительным человеком, склонялся к мысли: «О, это должно быть правильно». Но затем я встречал другую версию, и думал, может это правильная, а с предыдущей что-то не так. Я продолжал экспериментировать. Но одно стало очень ясно и очевидно для меня в конце этого эксперимента: Ислам и борьба за Ислам не одно и то же, и никогда это все не будет принадлежать лишь одной группе. Этого просто не может быть. Различие во мнениях То было время Пророка. Ислам был един, все более или менее имели общее понимание по каждому вопросу и они представляли Ислам. Если было различия во мнениях, то они обращались к Пророку, и он отвечал им сразу. Сегодня у нас есть Коран и Сунна, но есть ли разногласия в том, как понимать Коран и Сунну? Да. Могут ли быть среди нас допустимые разногласия? Да. Возможно ли существование различных видов мусульман? Абсолютно. И в этой ситуации вы можете принять две позиции. Первая: что мнение/версия/группа/ученый, которого я придерживаюсь или следую, правилен (спасенная община), а все остальные не просто неправы, но и заблудшие и порочные. И они зайдут в Огнь. Поэтому будь в стороне от них. Сторонись их. Не ходи туда, они собьют тебя. Не слушай их, они испортят тебя, а у нас есть правильный Ислам. Все другие же неправы. Каковы же результаты подобной позиции? Дальнейшее разделение и сражение. Фактически, эти группы, которые выступают с подобных позиций, обычно заканчивают тем, что делятся на подсекты, что ведет к дальнейшему разделению. Мы должны понять, что первое поколение мусульман и большинство ученых мыслителей в Исламской истории никогда не заявляли о том, что только они обладают полной истиной и не отправляли всех остальных в Ад. Они были слишком смиренны, чтобы выступать с подобными заявлениями. Но сегодня, среди нас есть люди, которые не могут и строчки прочитать на арабском, но они начинают выпускать фетвы о заблуждении и ереси большей части Уммы и ученых прошлого. В конце концов, чем больше вы развиваете понимание Ислама, те больше вы понимаете, что работа для Ислама не может быть присвоена только одной группой, одним сообществом, одним джамаатом, одним ученым, одной школой мысли. Это не произойдет. Ведь это практически не возможно. 
Недавно у меня была возможность совершить хадж и там можно понять всю разносторонность Ислама. Именно в Хадже вы понимаете всю широту различий мусульман. Вы можете заметить это и в странах подобных США и прочих западных странах. Даже в городах подобных Далласу вы можете наблюдать необычайное различие мусульман.
Я не согласен с вами, но я вас все равно люблю. Причиной того, что я говорю об этом, является мое желание напомнить себе и вам о необходимости проявлять уважение к хорошей работе. Не важно, исходит это от людей, которые как вы, или от мусульман, которые не похожи на вас. Но до тех пор, пока это несет в себе благо, необходимо проявлять уважение. И необходимо оказывать поддержку. Не должно быть так, что мы просто поддерживаем, помогаем или соглашаемся с теми, кто согласен с нами. Это не практично. Есть ученые, которые обладают большим уважением, в то же время я не могу согласиться с некоторыми из их мнений. Я не могу этого сделать и говорю им: «Я не могу согласиться с вами в этом вопросе, но все равно я люблю вас». И когда они совершают хорошие поступки или начинают хорошие проекты, я полностью поддерживаю их. И если я не согласен с чем-то, то это не значит, что я полностью оставляю человека или группу из-за одного пункта, с которым я не согласен. Я задаю вопрос, с каким человеком вы будете на 100 процентов согласны? Вы полностью согласны со своей женой? Или ваша жена полностью согласна с вами? Ваши дети полностью согласны с вами? Разве это возможно? Если же человек углубится в идеализм и не будет работать ни с кем, пока тот не будет полностью согласен с ним, то будет невозможно работать друг с другом. В итоге, товарищи могут иметь различные мнения между собой. В интерпретации Корана и во всем остальном. Например, ибн Аббас имел относительно этого аята такое мнение, а другой сахаб, например, Абдуллах ибн Масуд, имел другое мнение. Но они любили и уважали друг друга. И это то, что мы должны в себе воспитывать.
Серьезная помощь. Я говорил о различиях в Умме и как мы должны уважать различные мнения. И мне приходит на ум аят из суры Маида, который был одним из последних ниспосланных аятов. В начале суры Маида Аллах сообщил нам: «Wa Taawanoo alal biri wa taqwa» Слово "тауан" обычно переводится как сотрудничество. Аят приказывает помогать в праведности. Это грубый перевод аята. "Тауан" в арабском происходит от слова "Аоуан", что означает помощь и серьезная помощь. Не просто маленькая помощь, а серьезная и ощутимая помощь, и это же самое слово используется в суре Фатиха, когда мы говорим «иййака набуду уа иййака настаин» - это слово также происходит от корня "аоуан". "Тауану" – означает серьезную помощь друг другу или большую помощь в благочестии и благих поступках. Аллах не указал в каком деле. Он просто упомянул «бирр». И «бирр» возможно самое понятное слово в арабском языке для описания блага. Это означает любое хорошее дело. Поэтому все, что случается из хорошего, то это часть этого.

Куда же я подхожу? Также необходимо отметить нечто важное. Нет одной причины или одного проекта в Исламе. Существует различное множество сообществ. Наши нужды различны, само слово Ислам различно. Например, обучение детей – один проект, но внутри этого проекта может быть сотня малых проектов, такие как обучение Корану, истории, манерам, наукам и т.д. Каждый из них является отдельным проектом. Когда мы говорим о создании джамаата или проекта, то проект для молодежи – отдельный проект, проект для старшеклассников – другой, проект для женатых – третий, проект для старших – другой. Это отдельные проекты, и когда вы думаете о них, необходимо больше вдаваться в детали. Каждый из нас должен спросить себя, как мы можем помочь? Как я могу посодействовать? Какую роль я могу сыграть? Может мне надо начать что-то новое, может есть что-то уже существующее и я могу поддержать это? Например, призыв или пропаганда Ислама. Но призыв это не что-то одно, он состоит из тысячи частей. Нужны силы для каждой отдельной формы призыва. Например, брат Моджахид Флетчер ведет призыв для испанского общества. Это частный проект, и я с уважением отношусь к нему, потому что он очень востребован. Но это лишь одна сфера. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) так же отправлял группу мусульман к определенным племенам (например, йеменский сахаба отправлялся в Йемен) для призыва. И я хочу сказать, что мы должны понять свою роль. Мы должны спросить себя: «Где я могу помочь?» Как люди подходят к советнику и спрашивают: «Чем мне следует заняться? У меня хорошо получается математика, я люблю науку, я ненавижу искусство и т.д.» Советник может ответить: «Тогда тебе следует стать бухгалтером», или «Тебе следует заняться торговлей», или «Тебе следует заняться этим…». Так и вы и я должны думать о том, чтобы дать совет самим себе. Мы должны постараться узнать, использовать наши таланты, знание, опыт и образование для того, чтобы быть полезными Исламу. И должны учитывать наши интересы. Что нам интересно? К чему мы испытываем влечение?
Будьте устремленными. Исламская работа – это то, к чему вы должны испытывать влечение. Она не должна быть работой ворчуна – т.е. работой, которую вы просто должны делать. Вы должны желать ее. Вы выполняете ее, потому что любите ее. Вы были сотворены для нее. И это то, что вы должны понять для себя. Поэтому, когда мыслящие одинаково люди собираются и сотрудничают друг с другом, это называется «сотрудничеством в благом». Но Аллах добавил «уа тагва». Он добавил слово «тагва», очень прекрасное слово. Утонченная мудрость стоит за добавлением слова «тагва». «Тагва» изначально означает «защита себя». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тагва – тут» (и указал на сердце). Никто не может посмотреть внутрь вашего сердца. Никто не может увидеть что там. С одной стороны аят говорит нам о сотрудничестве друг с другом, т.е. о коллективной работе, и сразу же после этого следует, что вы должны сотрудничать в тагва. Почему? Потому что совместное совершение работы не значит и не гарантирует, что у вас есть тагва. Поэтому, напоминайте друг другу во время встреч или конференций: «Эй, время намаза!» или «Нам следует читать больше Коран». Напоминайте друг другу о запрете сплетен, о запрете издевательств над другими мусульманами. Духовный элемент в нашей работе встроен в процесс сотрудничества. Поэтому следует не просто стать волонтером для какой-то организации, рассылать письма, обновлять статусы в Фейсбуке или отправлять сообщения в Твиттере. Мы должны также напоминать друг другу о совершении дополнительных поклонений для того, чтобы Аллах благословил наше собрание, чтобы ничего неблагоприятного не произошло, и чтобы Аллах принял все эти труды. Это называется «тагва». Итак, мы будем помогать друг другу в благочестии и богобоязненности.
Наши враги.
Следующая часть аята говорит: «wala taawanoo bilisme wal adwaan». В основе на арабском слово «tatawanoo» с двумя «та», но одно «та» было убрано. Это означает «не сотрудничайте даже в малом из грехов». В этом случае действует обратное тому, когда вы сотрудничаете в благом и богобоязненности. В благом вначале упоминалось дело, но когда нам говорится о запрете сотрудничества, то вначале упоминается грех. Не помогайте друг другу в грехе. Кто-то может сказать: «Ок, собрание завершилось. Давайте покурим анашу. Давайте оторвемся. Давайте посмотрим кино. Давайте сделаем то или это». Эти же аяты говорят: «Не сотрудничайте друг с другом в грехах». Не позволяйте подобному случиться с вами. Когда люди вместе, то уровень коллективной ответственности понижается. Молодые люди могут подтвердить это. Когда молодежь собирается вместе, и один из них говорит: «Давайте посмотрим кино», но даже если один из них считает, что это не хорошая мысль, то все продолжают делать это, так как они не чувствуют вины. Происходит коллективное падение вины. Но верно и обратное. Если есть группа людей, и один из них предложит: «Давайте пойдем в мечеть и помолимся». Все пойдут. Легче направить группу к хорошему и к плохому. Поэтому Аллах говорит: «Помогайте друг другу в благом и богобоязненности. И не помогайте друг другу в грехе», потому что очень легко всей группе помогать друг другу в грехе. Что происходит, когда молодые люди собираются вместе и много общаются? Они начинают смеяться друг над другом, затем они злословят. Они начинают делать неподобающие замечания друг о друге и очень быстро положение ухудшается. Например, вы идете на обед. Начинается нормальная беседа, но постепенно она превращается во что-то плохое или греховное и длится час. Это грех. Когда ваше сердце загрязняется грехом, то оно начинает делать то, что противоречит сотрудничеству – раздор и разделение. Нет больше сотрудничества, есть вражда. И постепенно образуется группировка: вы общаетесь только друг с другом и насмехаетесь над другими. Чем больше вы встречаетесь, тем больше вы отдаляетесь от других. И это одна из больших опасностей для исламской работы. Когда вы в кругу молодежи в мечети, и вы собираетесь вместе, тогда легче начать насмехаться над другими группами и джамаатами: «Мы обошли их в этот раз. Наша программа была больше и лучше. Эти ребята даже не знают, как организовать встречу». Искушение говорить подобное приводит к вражде.
Золотое правило. Я начал свою речь с того, что любая исламская активность должна быть уважаема. Я хотел бы поделиться недавним случаем. Мне позвонил брат из Австралии, с которым я познакомился на конференции. Он был здесь, чтобы узнать, как мы проводим собрания, так как они хотят наладить исламскую работу в Австралии, и поэтому интересуются нашей программой изучения арабского. Но он проявлял нерешительность, говоря: «Я не смогу распространять программы или проекты, если они являются собственностью Байина». Я ответил: «Брат, возьми эти инструкции. Я не могу отправиться в Австралию. Возьми и используй. Делай то, что ты сможешь». И если есть группа молодежи здесь, а другая по соседству, то это еще лучше. Это очень необходимый ресурс. Итак: помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности. Это золотое правило для совместной работы мусульман. Мы должны сотрудничать друг с другом во всем благом. Мы должны забыть обо всех ярлыках, о продвижении организации или джамаата. Наша основная лояльность не к организации, а к работе ради религии. Аллах не спросит с нас, под какой вывеской мы работали. И не спросит, какое лого было на наших листовках. Мы будем спрошены за намерения и искренность, открытость, с которой мы работали с другими. Если же мы зациклимся на именах, названиях или на лого, на названии бренда, названии проекта, и если это станет во главу угла, тогда вы создадите культуру вражды и разделения. Вы создаете соперничество. Вы создаете не нужное разделение. Почему это происходит? Вы начинаете рассматривать свою работу как предмет соперничества с другими. СубханАллах. Исламская работа не должна идти в подобном направлении. Так не развиваются здоровые отношения. Множество строителей одного здания. В суре Шура приказано устанавливать религию и не разделяться. Установление религии – это не один вид борьбы. Это миллионы видов борьбы, каждый из них является частью большей работы. Установление религии можно сравнить с постройкой здания. Здание строится из кирпичиков. Каждый работает со своими кирпичиками. Поэтому не думайте, что другие кирпичи не участвуют в установлении религии. Каждое усилие является частью большей картины или проекта. Возможно, вы не видите всего здания, но чем больше людей работают, тем больше людей вовлекаются в разные сферы: кто-то занят одной комнатой, кто-то другой. Так происходит общее усиление религии. Это происходит медленно и постепенно. Даже Аллах приводит дерево как аналогию Исламу. «И примером благого слова является благое дерево» - т.е. «ля-иляха-иль-Аллах» или Ислам подобен дереву. Разве дерево вырастает сразу же? Нет. На это уходит много времени. На это уходят года. Корни должны быть глубокими. А ветви растут в одном направлении или в разном? Они не растут в одном направлении. Они растут в разных направлениях. В этом отражается разносторонность Уммы. И каждое из этих направлений должно быть уважаемым. Это небольшой анализ, которым я хотел поделиться с вами. Что мотивирует нас? Далее поговорим о том, что должно мотивировать вас и меня, как волонтеров. Что должно нас мотивировать на работу? Я хочу привести цитату из суры Шура и обсудить, как она учит нас устанавливать религию Аллаха. Я поговорю о том, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был мотивирован выполнять свою работу. Как Аллах мотивировал Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) выполнять свою работу и как мы в свою очередь должны быть мотивированы. У Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) было три основных группы слушателей, помимо мусульман. Это многобожники Мекки, Иудеи и Христиане. Последние называются в Коране Ахли-Китаб. И естественно, что он пытался довести до этих трех групп послание Ислама, а множество людей вокруг пытаются этому помешать. Все мы знаем какой эффект оказывается на человека, когда у него отбивают охоту. Когда люди принижают продуктивность вашей активности, говоря: «Зачем тебе это? В чем смысл этого? Ты тратишь свое время!» Когда вы слышите подобное раз за разом, это может оказать губительный эффект на мотивацию. Это может полностью уничтожить мотивацию. Такова особенность человека. Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) же отговаривали не просто люди, а те, кого он знал и уважал всю свою жизнь. А также знающие люди из числа иудеев и христиан. Но в аятах, которые я хочу привести вам, на первый взгляд кажется, что Аллах отговаривает его (да благословит его Аллах и приветствует). Он сказал: «Тебе следует устанавливать религию и не разделять в ней». Это означает: «Тебе следует устанавливать религию среди жителей Мекки», а также, что для многобожников будет большой проблемой принять то, к чему ты их призываешь. Это тяжело для них. Если бы об этом сообщил кто-то другой, то это имело бы другой эффект. Но кто тут обращается к нему? Аллах! Аллах сообщает: «Будет тяжелым для них принять то, к чему ты призываешь». Тогда в чем смысл призыва Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), если Аллах говорит, что это будет великой трудностью? Следующая часть аята дает ответ.

Продажные ученые
Аллах избирает, кого пожелает, и Аллах наставляет, кого пожелает. Аллах наставляет того, кто обращается к Нему. Но многобожники не имели ранее небесных книг. К ним не приходили пророки, у них не было знания о следующем мире. Все это было новым для них, и поэтому им было тяжело принять послание Ислама. И тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) надеется обратить тех, кто обладал знанием: Иудеев и Христиан. На них было больше надежд, потому что у них было знание. Следующий аят говорит: «они не впали в разногласия, пока не было дано им знание». Знание не было причиной принятия истины. Знание становится причиной для отказа от истины. Потому что они использовали знание как средство для получения власти, для получения земных целей. Знание было оружием или инструментом, и когда они получали его, то они получали контроль. Они использовали знание, чтобы сказать: «Нет. Мы не можем дать эту власть кому-либо еще». Теперь перейдем к следующему аяту, который рассматривает дуализм знания в совместной исламской работе. Например, призыв. Это одна из важных сфер исламской работы. Эта сфера исламской работы требует знания. Вы не можете обучать кого-либо без знания. И другая сфера знания зависит от того, что вы учите. И вот, вы приобрели знания, вы обучаете и у вас есть последователи, люди которые слушают вас. Тут появляется кто-то обладающий большим знанием чем вы, и число ваших слушателей уменьшается. Вы думаете: «Эй, что происходит? Этот человек повел за собой всех моих последователей. Возможно, мне следует, используя свои знания, доказать, что этот парень не настолько хорош, и тогда они останутся со мной». И этот знающий человек, который должен был делиться знанием ради Аллаха, он начинает использовать знание как оружие, чтобы удержать на рынке свою долю. Начинается коммерческое использование знания. Мы понимаем, что знание Торы и Инджиля во времена Пророка относилось к эксклюзивным знаниям. Не каждый Христианин или Иудей знал о Библии или Торе. Только ученые знали о своих книгах. «Если вы хотите узнать о своей религии, то обращайтесь к нам» - таким было положение. И вот приходит Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и делает знание об Аллахе доступным для каждого. Он не говорит: «У меня есть знание Книги». Он учит этой Книге каждого сподвижника. Используя компьютерную терминологию это открытый исходный код. Если что то выпускается в свободное пользование, то кто теряет рынок? Люди, которые обладали этим знанием и к которым обращались за этим знанием. Также, знание иногда используется не верно. Например, давайте предположим что у вас проблема с машиной и вы отправляетесь к механику и он понимает, что вы не разбираетесь в машинах. Вы хотели поменять масло, а он говорит: «Вам нужно заменить ремень, коробка передач требует замены и ваш мотор не тянет» - целый список запчастей для замены и ремонта. Есть ли возможность узнать говорит он правду или нет? Нет. Когда знание находится в руках одного или двух или нескольких, то есть вероятность того, что оно будет использовано для получения превосходства над другими людьми? Конечно же. Но если я знаю о машинах, то я могу возразить: «О чем ты говоришь? Покажи мне ремень вентилятора» Механик таким образом разоблачается. Разве превосходство иудеев и христиан было не по причине того, что они использовали свое знание? Аллах описывает это так: «продают аяты Аллаха». Они использовали знание как средство для манипуляции. И поэтому они не хотели, чтобы это знание было взято у них, и они использовали это знание для того, чтобы поддержать разделение, и посредством этого извлечь пользу. Я здесь не для того, чтобы говорить об иудеях и христианах. Я говорю о нас. Происходит ли тоже самое в мусульманской умме? Люди используют знание, исламское знание для того, чтобы удержать свою долю на рынке и для того, чтобы списать усилия других и буквально превратили знание Ислама в индустрию культа. И когда в это примешивается политика, то это достигает пугающего уровня и ведет к вражде и даже смертям, например Иран и Саудия в 80-х и 90-х. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) считал, что если многобожники невежественны, то они не примут Ислам. Но эти люди писания (иудеи и христиане), их будет легко обратить. Аллах же сообщил, что по именно причине знания они враждовали друг с другом. Они использовали это знание, чтобы стать еще более высокомерными. Знание же должно делать людей более смиренными. Конец суры Исра посвящен этому. Но их знание сделало их надменными. Они не хотели лишаться этого. С какой стати им принимать превосходство арабского посланника? Я хочу поделиться с вами одним деморализующим утверждением: «многобожники не примут истины» и еще одно: "обладатели знания", т.е. иудеи и христиане, использовали свое знание для прямо противоположных целей. Вместо того, чтобы призывать к истине, они использовали знание для введения в еще большее невежество. Пророк же думал о них, также как в последствии думал о жителях Таифа: «Если они не станут верующими, то кто еще станет? Их дети!». Его надежды связаны со следующим поколением. Аят заключает: «Нет сомнений, были те, кому было дано писание после них» - люди которые унаследуют эту религию от людей, которые разошлись во мнениях, но они (наследники) также не уверены в этом. Они не могут рассказать о своей вере достаточно. Итак, он столкнулся с трехуровневой проблемой: многобожники не примут истины, люди писания обладают знанием, но они используют его для раскола, а не для наставления, а их потомки блуждают в сомнениях. Одна проблема за другой. Знаете что удивительно? Я начал этот урок с того, что обещал показать как Аллах мотивирует Своего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) . Но то, что я привел больше демотивирует. И одним из самых важных аятов на эту тему является: «и поэтому призывай….»

В чем заключается миссия пророка? В призыве! Это его работа. И Аллах говорит об этом. Я привел выше три больших проблемы относительно тех, кто слушает вас. И этого достаточно для любого, чтобы заявить, что нет смысла призывать их. Нет смысла. Аллах же говорит, что по причине того, что эти проблемы основные ты должен призывать и ты был избран. Это не просто работа для любого. Если бы проблема была незначительной, то не было бы необходимости в величайшем посланнике для всего человечества. Именно по причине того, что проблема большая, нужен ты! 

Какая мотивация была дана Пророку? Ему не было сказано: «твой путь будет легок, они примут сразу же все что ты скажешь. Не беспокойся».
Ему было сказано, что это самые упертые люди и ты будешь иметь дело с ними. Некоторые из предыдущих пророков имели дело с многобожниками, другие с людьми писания, третьи с какой-то одной проблемой, четвертые с другой. Некоторые имели дело с невеждами, некоторые с высокомерными, некоторые со знающими. Иса и Закария, например, имели дело с людьми писания.
Но Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) предстояло иметь дело с каждым, с худшими из всех, и он должен был общаться с ними сам. Аллах сообщает: «Поэтому ты был избран». Итак, что я говорю вам и себе? Если вы посмотрите вокруг, то это касается и нас. Когда мусульмане собираются вместе на обед, на праздник, чай и т.д., что мы обсуждаем? 

Проблемы. Мы любим обсуждать проблемы. «Происходит это и то. Они собираются сделать это. Политики, американцы, евреи…» Мы любим обсуждать проблемы. И некоторые из нас уже являются экспертами по проблемам. Мы тратим нашу жизнь на обсуждение проблем. А вы знаете, что Аллах от нас желает? Да, есть большие проблемы, но Аллах решил, что вы и я будем жить в 2013 году со всеми этими проблемами. Так же, как и другие поколения мусульман видели вокруг себя проблемы. И Аллах взращивал поколения мусульман, которые были способны решить эти проблемы, ведь именно по причине наличия этих проблем существуем я и вы. По причине того, что эти проблемы должны быть решены, мы здесь. «Поэтому стой стойко, как было приказано тебе» - не прогибайся под проблемами. «Не следуй за их пустыми страстями» - не будь деморализован, потому что они все хотят лишить тебя мотивации. Тебе следует прекратить беспокоиться об этом.
«И сообщи им, что мне приказано донести, что я пришел с тем, что Аллах ниспослал в Писании». Что же было ниспослано в этой Книге? Аллах обязал этой миссией Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и он обязан призывать, и он будет призывать вне зависимости от того, слушаете вы его или нет. Он будет делать то, что должен делать. Это похоже на современное выражение: «Займись своим делом». «Нам наши деяния, вам ваши деяния» - это означает, что вы можете продолжать совершать свои греховные деяния. Вы можете продолжать выделять триллионы долларов на пропаганду. А мы будет делать то, что мы делаем, мы не собираемся сдаваться. Это и есть «вам ваши деяния, нам наши деяния». Вы делайте то, что должны делать. Они могут призвать все силы шайтана, а мы будем делать нашу работу. Таково отношение мусульманина. Это его девиз, это его мотивация. Также необходимо понять, что нам следует работать через организации. Так устроены сообщества. Вы будете работать через мечети, национальные организации, мадраса, школы и т.д. Вы будете работать через эти каналы ради религии. Вы не будете работать в одиночку. Вы будете работать через какую-либо коллективную инициативу. И вам следует делать подобное дуа: «О Аллах! Создай единство между нами».
Некоторые мусульмане говорят: «Существует такое множество исламских организаций, почему бы не сделать одну общую организацию?» Я отметил вначале, что Ислам работает не так. Нет одного усилия. Будут тысячи усилий, и все они должны уважаться, пока они преследуют определенную цель. Если вы собираетесь создать организацию, то - пожалуйста. Я помогу вам, чем смогу. Но вначале убедитесь, что вы делаете это не ради того, чтобы соревноваться с кем-то еще. Вам следует начинать действовать, потому что в этом есть необходимость, но этому не было уделено внимания, а вы считаете, что на это следует обратить внимание. Вот когда необходимо создавать организацию, а не когда «Они сделали это, и у них получилось. Я сделаю нечто похожее, чтобы также преуспеть». Нет. Это уже соперничество. Допустимо здоровое соревнование в благом, но не в подрыве усилий других. Ведь мусульмане являются меньшинством во многих странах, и большинство практикующих мусульман находятся в меньшинстве или под давлением со стороны мирских мусульман. Нас мало в США и Англии, что означает ограниченность как финансовую, так и физическую. И если в определенной сфере что-то получается, то мы должны приложить усилия там, и если мы хотим собрать деньги на другой проект, то это должен быть дополняющий проект, а не конкурирующий.
Легко ли построить школу? Тяжело. Но есть города в этой стране, где у нас целых две исламских школы в полумиле друг от друга. Зачем? Потому что хозяину этой школы не нравится хозяин той школы, или он не следует тому же мазхабу, что и жители. Это ужасно. Все страдают по причине личностных проблем одного человека. Мы не знаем, как работать друг с другом. МЫ должны понять, что работа ради Ислама больше, чем мы. Мы должны отложить в сторону личные предпочтения и особенности в сторону. Мы должны отложить их в сторону.
Общая мысль, которую я пытаюсь донести, заключается в том, что проблемы, с которыми столкнулась эта Умма, не должны быть причиной для жалоб, пассивности или отступления. Проблемы вокруг нас должны заставлять нас двигаться, затянуть ремни и приступить к работе. 

Проблемы должны сделать нас более серьезными.
Вернувшись из своей поездки в Хадж, многие люди возвращаются подавленными. Это ужасно, но мы сталкиваемся с некоторыми действительно плохими и грустными примерами, которые вводят в депрессию. Положение невежества людей, бедность, детское рабство… так много можно увидеть. Это действительно выводит из себя, не говоря уже об этой башне со светящими прожекторами. Но знаете что? Все зависит от того, как вы относитесь к этому. Вам не следует впадать в депрессию. Вы можете вернуться с намерением приложить еще больше усилий, чтобы исправить ситуацию. Это положение лишь означает, что мы недостаточно работаем, и еще много что надо сделать, и Аллах не оставит нас без надежды.
Он никогда не оставит нас без своей помощи. Если мы желаем выполнить эту работу, то положение изменится и от Аллаха будет баракат. Мы должны верить в это. Ведь это и есть мотивация.

1 комментарий:

  1. Недавно в Ютубе под видеолекции Нумана Али Хана прочитал один комментарий, где одна сестра жаловалась что мало лекции с субтитрами (у нее, как я понял, проблемы со слухом). Вот теперь думаю, как было бы хорошо, если я узнал об этом блоге раньше, и посоветовал бы ей. Я все же поищу ее. Спасибо владельцу блога. Это очень огромный-преогромный труд. Пусть Аллах будет доволен вами, амин.

    ОтветитьУдалить