вторник, 23 июня 2015 г.


Саляфитский Ислам - 1
Др. Ясир Гадхи

Определения

Ясир Гадхи (Yasir Qadhi) – человек убежденный, что не следует давать оценку человеку на основе академического звания и схоластических достижений. 

Шейх Ясир является бакалавром в науке Хадисов и доктором по Теологии в Исламском Университете Медина, а также доктором Исламских Наук в университете Яле. Он является преподавателем и деканом Академических Вопросов в институте аль-Магриб и постоянным ученым-резидентом в Исламском Центре Мемфиса



Содержание

1. Определения
2. Позитивные последствия саляфитского движения
3. Критика саляфизма
4. Замечания


1. Определения: Что такое саляфитский Ислам?

Что такое «саляфизм»? В условиях отсутствия общепринятого определения, я предлагаю рассмотреть современный феномен саляфизма через анализ общих черт его начал, оценку его особенностей, заявлений различных современных групп саляфитов и через обсуждение его положительного и не столь положительного вклада в Ислам и глобальное сообщество.

В контексте современного мира, или чтобы быть более точным, в контексте последних пятидесяти лет, термин «саляфия» используется для определения Исламской методологии, целью которой является следование за примером Пророка посредством действий и убеждений ранних поколений Ислама.

Это связано с тем, что первые три поколения Ислама – самые близкие к эпохе Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и к эпохе откровения – считаются лучшими в деле воплощения пророческой сунны, и соответственно чистого Ислама.

Так как термин указывает на методологию, необходимо откровенно заявить, что он не выделяет и не отделяет какую-либо отдельную группу или сообщество верующих. Природа этого термина раскрывается посредством того факта, что более десятка различных групп либо причисляют себя к саляфии, уверенные в том, что их убеждения соответствуют методологии (манхадж) саляфов, либо не возражают чтобы этот термин адресовался им, даже если сами они не используют его. Необходимо отметить, что каждая из этих групп считает, что именно к ней может быть применен данный термин, в то время как другие не представляют «истинный саляфизм»

В таком положении, наличие столь различных точек согласий и разногласий среди представителей саляфитского Ислама, является предпосылкой для всестороннего изучения «саляфизма»

1.1. Точки согласия среди саляфитских движений
Существуют общие черты, которые присутствуют у всех групп саляфитов, вне исключений. В частности:

1) они считают себя единственными, кто правильно притворяет в жизнь учения и вероубеждения саляф-салих. В частности, они следует за вероубеждением, которое было передано от саляфов (обычно называется вероубеждение-«асари»)

2) Они категорично отрицают любую возможность метафорического или символического объяснения Имен и Атрибутов Аллаха, в пику таким течениям как Мутазилиты и Ашариты.

3) Они подтверждают абсолютно право Аллаха на поклонение (таухид аль-улухия) и отрицают все, что может противоречить этому прямо или вести к противоречию. Так, подвергаются осуждению практика некоторых суфиев (например, чрезмерное почитание святых, заступничество умерших и т.д.)

4) Они выступают против всех видов нововведений (бидат) и отмежевываются от тех, кто относится к ним (ахль аль-бидат). Существует стойкая оппозиция шиизму, в частности по причине шиитской доктрины отрицания большинства сподвижников.

5) Они почитают и обращаются к мнению шейх уль-Ислам ибн Теймии (умер 728/1328) в правовых и религиозных вопросах. Необходимо отметить, что, несмотря на это, ибн Теймия не может быть и не считается прародителем современного саляфитского движения, так как саляфиты считают, что основателем их движения является Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует)

1.2 Точки разногласий среди саляфитских групп

Несмотря на общность позиции по вышеуказанным вопросам, существует огромное количество вопросов, в которых обнаруживаются разногласия и каждое разногласие содержит в себе целый спектр мнений. Среди самых основных разногласий следующие:
1. Отношение к дозволенности и необходимости следования за одной из правовых школ (мазхаб)
Многочисленные саляфитские группы разногласят относительно решения о следовании за определенным мазхабом. Этот вопрос был источником разногласий между ними.

А) Недозволенно: противодействие канонизации правовых школ было исторической особенностью школы Захиритов (Ибн Хазм, умер 456 х). Современное возрождение этого анти-мазхабного течения можно отнести к Мухаммаду Хайат аль-Синди (умер 1163), который повлиял на аль-Санана (умер 1182), аль-Шаукани (умер 1250), Сиддик Хасан Хан (умер 1307) (1) и из последних на Насир аль-Дин аль-Албани (умер 2000). Все эти личности были анти-мазхабистами.

Б) Порицается, но не недействительно: некоторые саляфитские движения дозволяют следовать за мазхабом при необходимости, обязывая его следовать за более сильным доказательством (далиль), если оно станет известно (2)

В) Дозволено: Суннитский Ислам считал, что приверженность мазхабам является рекомендуемым или обязательным для каждого простого мусульманина, и это мнение также нашло отражение в саляфитском Исламе. Мухаммад бин Абдуль-Ваххаб (умер 1206) (3) предводитель «надждийского» призыва находился под влиянием аль-Синди в теологии, но остался последователем Ханбалитской правовой школы, считая, что соответствие практики исламских обрядов и ритуалов мазхабам является дозволенным и похвальным.

2. Отмежевание от ахль аль-бидат

Теоретически все саляфиты отдаляются от религиозных нововведений и тех, кто придерживается и пропагандируют их. Но, степень и методы этого отдаления на практическом уровне разнятся от группы к группе и от ученого к ученому.

Самые строгие в этом вопросе, без разбора «обвиняют по причастности»: если человек Б дружит с известным заблудшим А, тогда Б считается заблудшим. И если В дружит с заблудшим Б, тогда и он становится заблудшим, и так до бесконечности, до тошноты.
Плачевным, хотя и предсказуемым итогом подобного осуждения и исключения является дальнейшее разделение и расчленения внутри самой саляфитской общины.

Эта методология является определяющей группы «Мадхалитов» (последователей саудийского шейха Раби ибн Хади аль-Мадхали), который утвердил подобную практику, считая ее продолжением науки Джарх валь-Тадиль (наука критицизма передатчиков хадисов, в которой специалисты оценивают надежность передатчиков). Не смотря на то, что за последние годы популярность мадхалитов значительно упала, многие саляфиты не-мадхалиты продолжают применять жесткое отношение в этом вопросе, отказываясь даже приглашать людей с иной точкой зрения на свои конференции и собрания.
Некоторые ученые саляфиты и группы придерживаются более мягкого отношения в этом вопросе и готовы разрешить наладить сотрудничество с некоторыми не-саляфитскими группами (например, дозволяя сотрудничество с представителями деобанди, но не с шиитами)

3. Теологическая позиция по вопросу Имана (веры) и являются ли деяния основой имана или только его дополнением.

Вопрос об имане и его составляющих является относительно современным вопросом, который был поднят в конце 90-х, когда шейх Албани заявил, что не считает действия необходимой частью имана (4). Стандартная позиция саляфитов до этого времени, и ясная позиция ибн Теймии и ученых вероубеждения «асари» состояла в том, что деяния являются необходимой частью веры, и отсутствие подобных деяний противоречат наличию имана.

4. Степень подчинения и послушания Исламскому правителю (таат вали аль-амр) и степень дозволенной политической активности.

Это обширный и запутанный вопрос, и возможно является самым явным разногласием для тех, кто вне этого движения. Степень политической активности и политического противостояния, необходимость лояльности и преданности мусульманским правителям, «ислам» не легитимного правителя – все это находится в теологически «серых» зонах, которые различные саляфитские ученые пытаются понять в сегодняшнем постоянно меняющемся политическом климате. Позиции по этому вопросу могут быть сгруппированы следующим образом:

а) критика законного правителя запрещена и приравнивается к греху и заблуждению. Некоторые саляфиты, в частности ведущие саудийские саляфиты и мадхалиты чрезмерно про-правительственны (5)
б) спрос и совет правителю является частью аль-амр биль-маруф валь-нахи ан аль-мункар (призыв к благому и запрет порицаемого). Некоторые саляфиты считают словесную оппозицию политике правительства дозволенной и необходимой частью исламского представления о призыве к добру и запрету порицаемого, отожествляя ее с исламским принципом удержания притеснителя от совершения притеснения. Примером этому служат ученые Сахва из Саудовской Аравии, которых обсудим далее.

в) постановка под сомнение легитимности всех правителей мусульманских земель. Некоторые саляфитские группы считают, что все правители мусульманских земель (или только те, кто не правит по шариату), являются нелегитимными и относятся к ним как к неверным, чья власть должна быть оспорена, возможно и силой. (6)


5. Такфир (вынесение решение о недействительности веры мусульманина) и в частности такфир правителей, которые не судят по законам шариата (аль-хукм би гайри ма анзаль Аллах) (7)

Опять же, тут присутствуют различные мнения (8):


а) правители мусульманских земель, которые судят по светским законам являются верующими. Некоторые ученые, как например предыдущий верховный муфти Саудовской Аравии Абдуль-Азиз бин Баз (умер в 1999) и Шейх Албани придерживались мнения, что правитель, правящий по секулярным законам считается верующим (если только не выполняются определенные условия, которые трудно проверить и удостовериться). Они считали, что сам этот грех не выводит из Ислама.

б) такие правители считаются мусульманами, им подчиняются ради большей пользы для уммы, но их правление не на основании того, что ниспослал Аллах, является большим куфром. Это мнение многих серединных саляфитов, таких как Шейх Мухаммад бин Салих аль-Усеймин (умер в 2001)

в) правители мусульманских земель, которые правят по секулярным законам впали в куфр и их правление незаконно и вера аннулирована; поэтому не требуется и избегается подчинение им. Эта группа состоит из сторонников жесткого курса, представленных Абу Мухаммад аль-Макдиси и Абу Мусаб ас-Сури, чьи труды вдохновляют джихадистко-саляфитское движение. И это приводит нас к следующему пункту:

6. Отношение к джихаду.
Большинство групп саляфитов – пацифисты, а сторонники более милитаристской позиции в саляфитском движении находятся в меньшинстве. Они считают джихад обязательством, лежащим либо на отдельной части уммы, либо на всех членах уммы. Они фокусируются на следующем:

а) устранение правителей секуляристов с земель мусульман


б) восстановление бесконечного противостояния с не-мусульманским правительствами, которые вторглись в мусульманские земли.


Очевидно, что последние три пункта (т.е. вопрос о суждении не по тому, что ниспослал Аллах, вопрос в вере не шариатского правителя, и джихад) внутренне переплетаются. Придерживающиеся жесткого мнения относительно законности и веры правителя, который судит не по тому, что ниспослал Аллах, неизбежно следуют радикальной позиции в такфире и таким образом закладывают основания для ведения военного джихада.

7. Некоторые крупные группы саляфитов (9)


1. Ведущий саудийский саляфизм. Это самая большая и самая выдающаяся из групп саляфитов, что подтверждается большинством саудийских шейхов. Эти шейхи обычно придерживаются мазхаба (почти всегда это мазхаб Ханбали), они пацифисты и лояльны своим правителям. Эта группа, будучи представленой ученым сообществом Саудии, избегает такфира, и подвергает критике экстремистские группы джихадистов.

2. Иорданская группа саляфитов Шейха Албани. Другой заметной группой по числу приверженцев является группа анти-мазхабистов, ратующих за строгое следование за доказательством в фикхе. Политически они самые тихие, избегают всего, что связано с правителями или саляфитами-джихадистами, несмотря на то, что их отрицание последних не так явно выражено как у первой группы. Эта группа также проявляет Səx в фикхе и строго воплощает в жизнь концепцию бидата в отношении таких действий, которые другие саляфиты считают безобидным (например, азан внутри мечети, проведение линии для рядов на коврах, наличие более трех ступеней на минбаре и т.д.)

3. Движение Сахва в Саудовской Аравии было вовлечено в мирные политические реформы, без призыва к низвержению правителей. Шейхи Салман аль-Ауда и Сафар аль-Хавали до него, были представителями этого течения. По большей части эта группа была политически осмотрительна и очень активна в социальных медиа; в результате этого, они собрали вокруг себя значительную массу образованной молодежи. Их забота о мусульманах выражалась в активном решении социальных проблем в обществе.

4. Мадхалиты – небольшая под-секта саудийских саляфитов. Это особенная группа, отличающаяся от общего течения саляфитов. Их методология самая разобщающая. Это течение сконцентрировалось на личностях, на том насколько отдельные личности привержены пути саляфии. Мадхалиты постоянно раздробляются между собой, по причине вопроса о причастности такого-то манхаджу или нет. Это постоянно уменьшающаяся группа, что видно на примере того, как их истерические опровержения имеют все меньший эффект. (10)

5. Египетские саляфиты – также представляют широкий спектр взглядов – в большинстве своем пребывали в смятении во время Арабской Весны. Египетские саляфиты находились под влиянием Албано-Иорданского течения, что привело их к буквализму в фикхе. Также, в среде египетских саляфитов имеется аналог мадхалитов. Подобно другим странам, можно увидеть, что они имеют радикально различные политические ориентации. Самая яркая ветвь з это Партия Нур, которая заняла прочную позицию на стороне Сиси, в то время как другие остались аполитичны, и некоторая часть вышла с критикой нынешнего режима.
Мы являемся свидетелями капитальных изменений в египетском саляфизме, и пока еще рано определить все позиции и особенности, которые появятся (11)

6. Саляфиты – такфиристы: углубляются в вопрос такфира, в частности такфир не-шариатских правителей, но не призывают к джихаду против них, так как (с их точки зрения) еще не время и условия не подходят. Эта группа занята выявлением воздействия западной международной политики на мусульманские народы и их страны, и на лицемерную позицию мусульманских властей. Они уделяют внимание понятию уаля валь-бара (дружба и непричастность), которая заключается в их защите мусульманских групп, которые сражаются против Запада, вне зависимости от законности их действий. Постоянное использование такфира, часто приводит к тому, что они обвиняют в лицемерии (нифаг) и неверии (куфр) своих критиков. Эта группа имеет много общего с мадхалитами в плане манер и строгости, но является строго противостоящей мадхалитам, по причине различного отношения к мусульманским правителям.
Некоторые современники относят к этой ветви саляфизма, включая Абу Мухаммада аль-Макдиси и Абу Мусаб аль-Сури; На Западе число их последователей хоть и мало, но они преданны (в основном являются молодежью (12), которая находится под влиянием американского шейха йеменского происхождения Анвара аль-Ауляки, который был убит в результате ракетной атаки США в 2012). Большинство членов этой группы не участвуют в джихаде сами, но их труды являются основой для следующей группы

7. Радикальные джихадисты-саляфиты. Объединяют в себе радикально теологическую и политическую позицию. Эта ветвь саляфизма включает в себя военизированные организации, как например Аль-Каида и ИГИШ.

Хотя я и делаю различия между этими двумя группами, многие посчитают, что было бы верно утверждение, что одна группа является продолжением другой без четкой разницы между ними. Необходимо отметить, что, несмотря на их приверженность саляфитской методологии в теологических вопросах, их часто критикуют другие саляфиты по причине их воинственности. Также, они делают упор на том, что другие группы избегают (например, их понимания джихада) и игнорируют те вопросы, которые основные группы саляфитов обсуждают (следует отметить, что эти группы произошли из разделения групп Братьев Мусульман и Саудовского саляфизма в начале 1980, поэтому технически они не являются «чистыми» саляфитами по происхождению)

Этот поверхностный и неполный список демонстрирует проблему в применении термина только к одной из этих разобщенных групп. Существование таких различий между разнообразными группами саляфитов указывает на трудность в присвоении термина «саляфит» какой-либо группе, и можно сказать, что ни одна из этих групп в отдельности не представляет саляфизм в полной мере.

Позитивные последствия саляфитского движения

Критика саляфизма

Комментариев нет:

Отправить комментарий