четверг, 25 июня 2015 г.


Нуман Али Хан
Уроки от птицы


И так как сейчас месяц Рамадан, и это прекрасное время, я хочу напомнить себе и вам, что мы должны стараться приблизиться к Аллаху. Но приближение к Аллаху также означает и изменение нашего отношения к окружающим людям. Мы должны изменить свой темперамент, то, как мы отвечаем людям, то, как смотрим на людей. Мы должны перестать совершать то, что вредит людям. Нам следует стать более тактичными.






Сегодня, я хочу поговорить о том, что связано с месяцем Рамадан, как нам подходить к этой Книге и как нам следует быть привязанными к этому месяцу.
Часто мы размышляем о концепции «таква» (تقوى), потому что пост в этот месяц был ниспослан с целью приобретения «таква» - богобоязненности; для того чтобы мы были в первую очередь осведомлены о цели этого месяца, мы должны быть ближе к Корану.
Мы читаем его больше, мы стараемся заучить, сколько можем, мы стараемся слушать записи с чтением Корана, слушаем чтение Корана во время таравих намазов. Многие люди, в отличие от всего остального года, наконец, появляются на утренних намазах. Это время, когда мы приближаемся к Корану и, как результат, становимся более осторожными и осведомленными об Аллахе. Это и есть «таква».

Существуют различные виды доказательств и проявлений «таква»

«Таква» означает что вы осознаете присутствие Аллаха, и это меняет ваше поведение. Представьте, что вы работаете, и ваш начальник отсутствует в офисе. Он постоянно в разъездах, и вы предоставлены сами себе. Спустя месяц появляется начальник и садиться рядом с вами, и тогда ваше поведение меняется. Вы учитываете нахождение этого человека рядом с вами, и вы должны постоянно докладывать ему о своей работе. Вы даже свою почту не проверяете лишний раз,  говоря: «Нет, он еще здесь. Когда он выйдет на обед, возможно, я проверю почту».

Вы осторожны. Вы меняете свое поведение. Вы перестаете шутить, меняете стиль своей речи в присутствии начальства. Дети часто ведут себя так со своими родителями. Студенты со своим учителем, учитель входит, и они меняют свое поведение.
Многие из вас испытывали «таква», когда превышали скорость и вдруг, заметив полицейскую машину, замедляли движение. Вы стараетесь защитить себя от проблем.

Слово «таква» происходит от слова «вакайа» - стараться, защищаться.  «Такау» - защищать себя. Вы контролируете себя, потому что знаете, что есть высшая сила, и это назвается «таква».

Обычно, когда мы думаем о «таква», мы подразумеваем наши отношения с Аллахом в разрезе халал/харам.  Но сегодня я хочу подчеркнуть другой аспект «таква», который связан с нашими взаимоотношениями с окружающими.

«Таква» демонстрирует наше осознание присутствия Аллаха и также проявляется в наших взаимоотношениях. Насколько мы смиренны, уважительны, учтивы друг с другом, также является проявлением «таква» по отношению к Аллаху.

Вы все слышали аят, в котором Аллах сообщает нам о том, что создал нас из мужчины и женщины, и опять же аят начинается с «таква».
[يَا أَيُّهَا النَّاسُ اتَّقُواْ رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُم مِّن نَّفْسٍ وَاحِدَةٍ وَخَلَقَ مِنْهَا زَوْجَهَا]
Аят суры «Ниса» начинается с «таква» и сразу же переходит к нашему происхождению, подразумевая равное отношение друг к другу.

И в 49-м аяте суры «Худжурат» сказано:
[إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِنْدَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ]    
«Воистину, самый почетный из вас – обладающий большей степенью «таква»»

Идея в том, что люди с «таква» будут относиться друг к другу с уважением, а люди без «таква» не будут уважительно относиться друг к другу.

В суре «Намль» идет рассказ о пророке Сулеймане (мир ему). Сулейману было даровано много благ и огромное царство. Возможно даже, что весь обитаемый на тот момент мир. Весь цивилизованный мир был халифатом Сулеймана. Сейчас в медиа говорят о том, как президент Америки является самым властным человеком в мире, но это не входит ни в какое сравнение с властью пророка Сулеймана (мир ему).
И в довершении всего Аллах даровал ему обширное знание. И в отличие от знания других пророков, ему было даровано знание языка животных и власть над джинами.
Он обладал огромнейшей армией, состоящей не только из людей, но и из птиц, лошадей, которые не нуждались в наездниках.  Он мог приказывать лошадям непосредственно. Он мог приказывать птицам непосредственно. Представьте его бесконечную армию!

Вы наверняка видели построение в армии, когда все воины строятся перед генералом. На параде они стоят перед командующим и приветствуют его.

Но никто не ждет от командующего, чтобы он знал каждого. У командующего есть заместители, начальники отделений и т.д., т.е. целая иерархия. И, допустим, у вас есть отряд из пяти-шести человек, над этим отрядом командир; над несколькими подобными командирами один общий командир, который не знает каждого из отряда, а знает только тех, кто подчиняется ему; этот командир подчиняется еще кому-то и так до командующего армией.

Хорошо, давайте даже не об армии, а о простой организации поговорим. Если вы работаете в фирме, состоящей из 500 человек, то директор может и не знать вашего имени. Если только вы не станете заместителем директора или начальником отдела. Но если вы просто служащий у проходной, то возможно он не будет вас знать.

В этих аятах мы узнаем, что пророк Сулейман осматривая армию, заметил отсутствие одной из птиц. Всего одной птицы  (27:20) [وَتَفَقَّدَ الطَّيْرَ]
На арабском слово «ифтигад» означает отсутствие, потерю чего-то.
Тафаггуд – чувство горечи и тревоги, когда вы теряете что-то.

И Аллах сообщил, что пророк Сулейман испытал беспокойство по причине отсутствия птицы. Одной птицы! И это не происходило так: «Итак, должно быть 50 000 птиц, а тут всего 49 999 птиц, одной не хватает».
Напротив, в аяте сказано   [وَتَفَقَّدَ الطَّيْرَ فَقَالَ مَا لِيَ لَا أَرَى الْهُدْهُدَ] (27:20)
«Что со мной не так?» 
И это интересно. Он сказал: «Что не так со мной», но не сказал: «Что не так с армией». Обычно обладатель власти винит в проблемах других людей, но не пророк Сулейман. Он спрашивает себя: «Может я не поступил правильно?». Он демонстрирует исключительную смиренность, находясь в таком статусе.

«Я не вижу одну птицу» - использована форма, которая указывает на то, что он знает эту птицу лично. И он говорит, я не вижу такую-то птицу. СубхаАллах. Пример правителя.
Если у вас есть собственный бизнес и у вас пять работников, то вы может даже не запомнили их имен и не особо беспокоитесь за них. И в этом проблема. Вы управляющий и вы не беспокоитесь. Когда вы заходите в здание, и на входе вас встречает охрана, то вы даже не смотрите на них. Ну и что, если он не мусульманин?  Вы даже не смотрите на него. Не говоря уже о том, чтобы спросить: «Эй, как дела? Что нового?»

Или, например, в ресторане или магазине, как мы относимся к кассиру? Мы даже не смотрим на них, не создаем контакта глазами, как будто бы они являются роботами, просто прислуга, не люди. Кассир, человек в приемной, охрана. Как мы относимся ко всем этим людям? И как мы относимся к людям из нашей мечети, людям, которые стоят рядом с вами? Это относится и к призывающим, и к хатибам, и к ученым. Люди хотят подойти и задать вопрос, хотят просто сказать салам алейкум. И как мы относимся к ним? А как относился Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)  к простым людям?

Это все серьезно. И даже если вы не находитесь на должности, и многие из вас даже не начальники, и даже не директора над 50 работниками. Это все касается всех вас. У вас ведь есть семья? Вы может быть старший брат, или старшая сестра, или отец, или мать. По-любому у вас есть подопечные.

Или люди, которые ухаживают за мечетью – они служащие людей. Они сами выбрали эту должность по причине «таква» пред Аллахом, они решили посвятить время, чтобы заработать на жизнь или провести с семьей; они решили присутствовать на долгих собраниях в мечети, участвовать в строительстве и обустройстве мечети. Но, после того как они взвалили на себя эту работу, они более ответственны пред Аллахом, они отвечают за каждого, кто входит в эту мечеть, вне зависимости от того, знают они его или нет. Они служат людям. Таким должно быть отношение.

Это то, что мы узнаем из аятов о пророке Сулеймане (мир ему). Эти истории в Коране, они не просто ради развлечения. Это не просто интересная история о птице, которую звали худ-худ. Кто спросил о птице? Когда он спросил? В каком статусе он был, и почему он должен беспокоиться о птице? Кто с него спросит? Почему он вообще должен переживать? Но это лучшее проявление смиренности.

Дальше – больше. Птица появляется с опозданием, а когда ваш работник опаздывает, что происходит? Вы злитесь, вы расстроены и готовы применить дисциплинарные наказания. Почему? Потому что если вы не обратите внимания на опоздание, то второй начнет опаздывать, затем третий. И вы не сможете больше управлять организацией. Самый сильный вид организации в мире – это армия. Так? И вы должны серьезно отнестись к нарушению дисциплины. Почему же в армии дисциплина настолько жестка? Потому что во время битвы, когда командир приказывать «вперед», а солдат медлит на несколько секунд, то это может стоить людям их жизней. Могут погибнуть другие солдаты, вы можете проиграть всю войну по причине одного солдата.

Пророк Сулейман (мир ему) – руководитель армии. Он должен показать гнев.
«Я накажу эту птицу за опоздание» (27:21).

Для чего он это говорит? Не по причине злости, а чтобы другие не опаздывали впредь.  Все должны чувствовать ответственность. И вот появляется птица, и от нее требуются объяснения. Я не буду приводить полного диалога, только некоторые моменты этого удивительного общения. Птица появляется и говорит:
 [أَحَطتُ بِمَا لَمْ تُحِطْ بِهِ] (27: 22)
«Я прибыла к тебе со знанием, которого у тебя нет». 
Птица сообщает Сулейману (мир ему), что знает то, о чем не знает он. Она как бы говорит: «до того как ты разозлишься на меня, ты должен узнать, что происходит».

Теперь представьте командующего, у которого в армии и люди, и животные, и джинны, которые доносят ему различные разведданные, и тут появляется птичка, которая отвечает ему перед всеми! Она отвечает ему и еще говорит, что знает то, о чем он не знает. СубхаАллах. И если ваш работник ответит вам так, что вы сделаете? Или ваш ребенок ответит: «Папа, я знаю то, чего ты не знаешь. Давай я тебе объясню» - «Да? Я не знаю то, что происходит? А ну-ка иди сюда, я преподам тебе урок хороших манер». Кто может говорить с представителем власти в такой манере? Кто сможет ответить так судье? Представьте, на суде обвиняемый встанет и скажет: «Вы не знаете всего, позвольте мне объяснить, что происходит». Судья выгонит вас из зала за неуважение.

Сулейман не просто правитель, не просто халиф, он еще и Пророк. И птица проявляет неуважение к пророку. Какова же ожидаемая реакция? Что он должен сказать?
Он ответил: «Давай посмотрим, что у тебя есть. Может быть, ты говоришь правду. Может быть нет. Я не знаю, но пока я не буду наказывать тебя».

Мы больше не видим гнева в словах Сулеймана, так как, возможно, она говорила правду. Гнев был по причине опоздания, и это дозволенный гнев, который необходимо проявлять для поддержания дисциплины. Но птица отвечает, и он говорит: «Хорошо, давай послушаем твою историю, возможно, у тебя будет убедительная причина для опоздания».
Как вы знаете, в Исламе мы всегда предполагаем возможность оправдания. Но не когда вы у власти. Когда вы управляете, то должны удостовериться. Это один из принципов организации. И когда дети пропускают школу, то они должны указать причину пропуска, допустим, принести справку от доктора. Даже в исламской школе ребенок не может сказать: «Эй, учитель. Это исламская школа, прояви хусни занн. Я не должен приносить справок». Нет, так дела не идут. Наши личные дела в одной стороне, а организационные в другой. Мы учимся этому у Сулеймана (мир ему).
И это очень сильный пример. Это проявление «таква»

Какова должна быть реакция, когда ты слышишь от подчиненных, что они могут рассказать тебе что-то, что ты не знаешь? Это ведь подрывает авторитет. И стандартная реакция: «Как смеешь ты говорить со мной подобным образом?!» Но мы должны вырабатывать в себе спокойствие. Это невероятный баланс между смиренностью и жесткостью.

И еще один короткий пример из жизни Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), хотя ему может быть посвящена отдельная хутба. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) беседует с лидерами курайшитов, когда появляется слепой сподвижник. Вам знакома эта история. Это был Абдуллах ибн умм Мактум, и он перебивает Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Он слеп, но он не глух, и у слепых очень сильный слух. Поэтому подходя к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), он знал, что в данный момент там идет беседа. Он знал об этом и знал, что перебивает беседу. Из истории мы знаем, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не совершал греха, вина была на том, кто перебивал. Например, в нашей жизни, ты стоишь и беседуешь с кем-либо, а кто-то другой встает посередине и начинает говорить с ними, игнорируя тебя. Это очень грубо. Это не приемлемо. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) мог осудить этого сподвижника: «Слушай, я ведь разговариваю, и подожди, пожалуйста, минутку, я закончу с ними, и мы поговорим. Только позволь мне закончить беседу».

Но Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) не сделал этого, потому что это могло быть слишком грубым. Это могло быть излишне строгим. Абдуллах ибн умм Мактум мог сильно расстроится, даже если ему просто сказать: «Подожди». Он мог подумать: «Я не настолько значим. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал мне подождать, я не могу поверить, что я мог огорчить Пророка». Все это могло быть в голове сподвижника. А Пророк расстроен, потому что он пытается поговорить, а его перебивают. И когда на лбу появляются морщины от негодования, то это на арабском называется ( عبَس ) – нахмурился. И он немного отвернул лицо, как когда человек сильно расстраивается, то он немного отворачивается. Даже звука не произнес, а просто нахмурился и отвернулся.
«Он нахмурился и отвернулся,  потому что к нему подошел слепой. Откуда тебе знать? Возможно, он бы очистился» (80:1-3).
Аллах учит Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) каким он должен быть, даже не смотря на всю его скромность и учтивость; ему предъявляются еще большие стандарты смиренности.

Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) имеет право обучать любого сподвижника дисциплине. У него есть это право. Но Аллах учит его смиренности. И еще: сподвижник слепой, откуда же ему знать, что он нахмурился и отвернулся? Он не знал этого. Он не мог и почувствовать этого. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ведь даже не издал звука, например «уфф», и не сказал «ах». Ничего. Он лишь нахмурился. И даже тогда Аллах приказал ему быть более смиренным к слепому сподвижнику. И кто знает этого слепого? А ведь лидеров курайшитов знают все, это известные люди.
Говоря о слепом, Аллах использует букву «лям» перед ним, что указывает на значимость этого человека, на то, что это конкретная личность.
Но когда в суре идет речь о богатом и знатном человеке, то не употребляется «лям», это просто один из неопределенных людей. И нет разницы, кем был этот знатный курайшит.
Вот как Аллах учит нас смиренности, даже Своего Посланника, и это в таких обыденных делах. Такой незначительный жест, лишь нахмурился и отвернул лицо, а об этом сказано в Коране.
Возвращаясь к истории пророка Сулеймана (мир ему), она также относится к этой теме. История заканчивается в следующей суре. В конце суры «аль-Касас» мы читаем о Каруне, живший во времена Бани Исраиль. Он был очень богат и скуп. Тогда правил Фараон. Карун грабил исраильтян в пользу египтян, а правительство платило ему много денег. Все исраильтяне были бедны, они были рабами, и только у него были знатные кони, богатый экипаж. Он был единственным богачом в бедном районе. Аллах показывает нам с одной стороны птицу, которая сообщает пророку Сулейману: «Я знаю то, о чем ты не знаешь», а с другой стороны человек, который абсолютно пренебрегает религией и ее уставами:

«Он сказал: «Все это даровано мне благодаря знанию, которым я обладаю» (28:78).

«Все что у меня есть – это благодаря моим знаниям. Я – эксперт. Я очень умен. Я хорош в бизнесе. У меня классное резюме, поэтому у меня эта работа. Я очень проницательный инвестор, вот почему мой бизнес настолько успешен, я уже открыл пять магазинов и собираюсь открыть шестой. Вот почему я могу сэкономить миллион долларов в год – я очень умен». Вот что он говорил.

Аллах же показывает, как Он ставит людей на место посредством наказания. В Коране Аллах редко рассказывает о наказании отдельным личностям в этом мире. Обычно Аллах говорит о наказании целого народа. Весь народ был потоплен, весь народ пострадал от землетрясения, весь народ постигает ураганы и торнадо, на весь народ ниспосылается огонь с небес. Но поведение этого человека было настолько плохим, что Аллах описывает его в отдельности.
«И вышел к своему народу в украшениях» (28:79).
Он как бы выехал на самой дорогой машине, включив свою стерео систему на полную мощь, и он едет медленно, так, чтобы все посмотрели на него, и он это делает в районе, где все остальные живут в нищете, и Аллах гневается на него.

«Мы заставили землю поглотить его вместе с его домом»
Земля поглотила его вместе с домом, потому что дом был роскошным, и он очень гордился своим домом. И мы знаем, что он прежде говорил: «Я уже все знаю. Мне больше ничего не надо знать. У меня есть знания для успеха» Это было его отношением. И в довершении всего этого – то, как он относился к людям из своего общества, даже не открывая рта, он давал понять, что у него есть все, а у них нет ничего. Он любил показуху. Он любил покичиться деньгами. И тогда Аллах заставил землю поглотить его. И люди, которые говорили до этого: «О, если бы у меня было то же самое, что и у Каруна. Если бы мне было дано то же самое, что и Каруну, такой же большой дом».
Бывало у вас такое? Вы едите по улице и, увидев дорогую виллу, говорите: «О, если бы у меня был такой дом», и даже если не говорите этого, то в вашем разуме проскальзывает мысль: «Какой красивый дом, я хотел бы иметь его у себя».
Итак, люди говорили о его доме, его конях и богатстве. Но когда на следующий день они пришли к этому роскошному дому, то увидели, что он уничтожен, в то время как остальные дома в целости. И тогда люди сказали: «О, как же хорошо, что это не произошло с нашими домами». Та же самая сура, те же самые люди. Они смотрят на это и говорят: «О, мой Бог! Хвала Аллаху, я не жил в этом доме. Хвала Аллаху, я не был в этом доме в этот момент. Посмотрите, что произошло с ним. Аллах преподал урок Каруну и всем, кто был вокруг. И на этом завершается сура «аль-Касас».

Я призываю вас самим прочесть эти аяты.
И так как сейчас месяц Рамадан, и это прекрасное время, я хочу напомнить себе и вам, что мы должны стараться приблизиться к Аллаху. Но приближение к Аллаху также означает и изменение нашего отношения к окружающим людям. Мы должны изменить свой темперамент, то, как мы отвечаем людям, то, как смотрим на людей. Мы должны перестать совершать то, что вредит людям. Нам следует стать более тактичными. Существует много нюансов, которые необходимо исправить. И надо исправить свое отношение с друзьями; когда мы общаемся с ними, то мы должны следить за тем, чтобы не обидеть их. Шутки иногда могут сильно задеть, но они терпят и не отвечают вам, чтобы не усугублять ситуацию. Поверьте, в Судный День они откроют рты и скажут: «Да, я терпел в дунья, но теперь, мне нужны твои благие дела; ты издевался надо мной, называл меня коротышкой, толстухой, называл меня дурачком, я смеялся в то время, но теперь я хочу получить компенсацию за это, потому что это ранило меня. И за это я хочу получить с тебя все твои хасанаты в месяц Рамадан». Поэтому не позволяйте своим друзьям стать теми, кто в Судный День обчистит ваши добрые дела. Начните исправлять это сейчас. Это время позвонить людям, с которыми вы были грубы. Это время, чтобы лучше относиться к людям, к которым вы не относились достаточно хорошо. Это время прощения людей, которых вы не прощали. Это время просьбы о прощении. Прощение требует смиренности, большой доли смиренности. Но когда вы узнаете о Мощи Аллаха, тогда вы поймете свою слабость, и тогда вам легче будет извиниться. Если же вы не осознаете величие Аллаха, тогда вам тяжелее извиниться.
Пусть Аллах сделает нас из людей «таква» и сделает нас из тех, кто хорошо относится друг к другу, и пусть Аллах смягчит наши сердца, чтобы мы могли простить остальных, а они могли простить нас.

بارك الله لي و لكم في القرآن الحكيم و نفعني و إياكم بالآيات و الذكر    الحكيم.

Комментариев нет:

Отправить комментарий