Саляфитский Ислам - 3
Др. Ясир Гадхи
Др. Ясир Гадхи
Критика саляфизма
Саляфитское движение, как и любое другое, подвержено ошибкам, как и люди придерживающиеся его. Абстрактное понимание «Саляфизма» не существует вне рамок реального и материального мира, населенного людьми. И так как все люди подвержены ошибкам, саляфитское движение также содержит в себе некоторые ошибки и несообразности в своем заявлении о следовании за предшественниками.
Понимание саляф включает в себя много фундаментальных вопросов, которыми полностью пренебрегают или даже противоречат современные саляфитские группы. Также, существует методологическая трещина в попытке выявить позицию саляфов (имеется ввиду, какую позицию заняли бы саляфы) по современным вопросам, с которыми саляфы (предшественники) никогда не сталкивались.
Позиция саляфитов (имеется ввиду те, кто придерживаются ученых современных саляфитских движений) по следующим вопросам: гражданство в не национальных государствах, демократия, роль женщины в сегодняшнем обществе, дозволенность голосования, джихад в современном мире и т.д. основывается в основном на личном мнении (фетве) ученого, и не может быть представлена мнением первых трех поколений Ислама.
Важная оговорка, прежде чем я перейду к своему списку претензий. Перечисляя эти пункты, я подчеркиваю, что для каждого пункта можно найти множество исключений на индивидуальном уровне, и на уровне некоторых течений саляфизма. Перечисляя эти пункты, я говорю в общем, полностью осознавая, что в этом подходе существуют недочеты, связанные с обобщением. В то время как позитивные аспекты саляфизма присутствуют у всех групп, отрицательные качества не универсальны и в большинстве случаев не подчеркиваются отдельно.
Тем не менее, я заявляю, что критика, которая последует, относится к течению в целом, и исключения (а их множество) появляются по причине индивидуумов, которые смогли преодолеть эти проблемы в той манере, которой не обучают и которую не приемлют в движении.
Я должен также отметить, что основной причиной перечисления этих проблем является желание того, чтобы саляфиты сами задумались о них, и постоянно работали над тем, чтобы минимизировать их. Я молюсь о том, чтобы настало время, когда эта обобщенная критика стала исключением, а не правилом; но, тем не менее, когда я пишу эти строки, эти проблемы превалируют и являются симптоматичными для большинства ответвлений движения.
Самые значительные проблемы, от которых страдают саляфиты:
1. Направление теологии в абстрактное и теоретическое русло, которое отклоняется от послания Ислама, до такой степени, что абстрактная теология и придуманная человеком вероубеждение затмевают друг друга и другие аспекты Ислама.
Саляфиты регулярно распределяют по категориям других мусульман ценой более важных вопросов. Целью вероубеждения «асари» является создание сильной связи с Аллахом.
Таухид Имен и Атрибутов Аллаха не должен ставить во главу обсуждения имеет ли Аллах Йад (Рука) или какова природа Трона; целью должно быть увеличение нами поминания Аллаха, большее Его почитание, поклонение Ему искренне и правильно, фокусируясь на действии этих Имен и Атрибутов мы должны еще больше вдохновляться.
Простое подтверждение правильной теоретической доктрины не обязательно подразумевает праведного мусульманина. Было бы не плохо вспомнить о том, что Аллах не спросит мусульманина-простолюдина об абстрактных вопросах теологии, но Он спросит с него за выполнение обязательных действий религии и уровне его духовности.
2. Безосновательное сомнение в совершении тазкийа аль-нафс и небольшой интерес к духовному развитию.
Несомненно, что в общем саляфитское движение не смогло создать правильную духовность или тазкия аль-нафс. Хотя, это является коранической концепцией, в отношении которой имеется консенсус – ведь что такое ИХСАН в известном хадисе Джибриля, если не тазкия аль-нафс?
Увлечение саляфитов высшими науками, такими как джарх валь-тадиль и пренебрежение основной нуждой в очищении объясняет феномен «покинувших саляфизм», при котором человек оставляет саляфизм, переходя в другое течение (обычно суфизм, который дает то, что не доставало в саляфизме) или полностью оставляя Ислам.
3. Жесткость при отношении с другими мусульманами не-саляфитами.
Саляфиты убеждены в своей исключительности (17). Подобное отношение достигает уровня пренебрежения и чванства в среде простых саляфитов, и напоминает (но не полностью) высокомерие хавариджей.
Это также объясняет непропорциональное внимание в нахождении заблудших и заблуждения, которое приводит к абсурдным результатам, когда простой саляфит знает больше о заблудших убеждениях нежели о правильных.
Мадхалиты являются ярким примером этому: любой новообращенный из их числа сможет привести целый список ученых, которые находятся и не находятся на манхадже саляфов, но он не сможет вспомнить такое же число имен сподвижников; они знают правило о приветствии заблудшего, но будут невежественны по отношению к зикрам утра и вечера. К сожалению, это присуще не только мадхалитам.
Вопрос, который движение должно задать себе: Разве Ислам для того, чтобы искать ошибки других, или для того, чтобы стать примером для призыва к добру?
Мадхалиты являются ярким примером этому: любой новообращенный из их числа сможет привести целый список ученых, которые находятся и не находятся на манхадже саляфов, но он не сможет вспомнить такое же число имен сподвижников; они знают правило о приветствии заблудшего, но будут невежественны по отношению к зикрам утра и вечера. К сожалению, это присуще не только мадхалитам.
Вопрос, который движение должно задать себе: Разве Ислам для того, чтобы искать ошибки других, или для того, чтобы стать примером для призыва к добру?
«Преуспел тот, кто занят больше своими ошибками, чем ошибками других»
(Муснад аль-Базаар)
4. Многие саляфитские группы принимают экстремистское отношение в отношении бидатов и бидатчиков.
Это приводит к тому, что они издеваются над другими мусульманами – даже простые мусульмане понимают, что это излишний буквализм считать ковры в мечети с линиями для молитвы религиозной ересью!
Другой вопрос это отношение к «человеку заблуждения». Саляфиты берут высказывания саляфов в отношении еретических групп, как будто бы эти слова - Коран и Сунна.
Хотя отношение к нововведенцам со стороны некоторых саляфов должно быть понято в свете Священных Текстов и в контексте их времен. Права исламского братства, как было отмечено Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), превосходят любые частные слова ученого и отношение к тем, кто противостоит истине различается в зависимости от времени, места, личности, уровня заблуждения и контекста.
Ислам не призывает к обвинению на основе близости. Фетвы саляфов должны быть поняты как их иджтихад, применяемый и действительный в их условиях. Современные саляфиты должны понять, что Америка (или Англия, которая включает в себя также и Бирмингем) 21-го века не тоже самое, что Багдад 7-го века, и будет немудрым и не по Исламу применять фетву саляфов отдавая им предпочтение перед Кораном и Сунной, которые призывают к Исламскому братству.
К сожалению, является фактом, что саляфы зарекомендовали себя как те, кто разделил много сообществ, применяя такфир к определенным группам и как отворачивающиеся от тех, кто не согласен.
5. Ошибочные приоритеты:
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Стремись к тому, что принесет тебе пользу». Некоторые саляфы преуспели в деле опровержения «заблудших». Они усердствуют в написании опровержений людям, остерегают людей от общения с «заблудшими», используют жесткую манеру для c людей.
Проблемы, с которыми столкнулась Умма уже не связана с неправильной интерпретацией Имен и Атрибутов Аллаха и не законностью празднования мавлида (18). Вне всяких сомнений, определенные люди, на определенном этапе должны обсуждать сущность мавлида, Атрибуты Аллаха и другие аспекты веры. Но, это не проблемы нашего времени, и они не испытывают веру молодых мужчин и женщин. Это противоречия ушедшей эпохи: Саляфиты и Ашариты могут спорить между собой об этом, и я тоже, как теолог, буду рад принять участие в подобных дебатах, на соответствующем форуме, перед соответствующей аудиторией.
Но большая часть нашей молодежи не получит пользы от подобной абстрактной теоретической дискуссии. Молодежь сражается, чтобы удержать свою веру, сражается против дарвинизма и секуляризма, постмодернизма и гуманизма, либерализма и тысяч других -измов, в то время как саляфиты (деобанды, ашариты и суфии) продолжают спорить между собой о вопросах, которые затрагивают лишь 0,1% всех проблем
Ислам испытывает беспрецедентную идеологическую атаку со стороны радикальных секуляристов; эти атаки нацелены на предание Ислама анафеме в современном обществе. Новый атеизм и сайентизм входят в моду среди общественных интеллектуалов. Современная культура смердит материализмом, гедонизмом, порнографией и сексуальной эксплуатацией. Крайние идеологии, включая радикальный феминизм. Откровенно говоря, очень редко можно встретить ученого саляфита, который просто квалифицирован для обсуждения подобных вопросов, не говоря о том, что бы опровергнуть их; и если человек находит такого ученого, то это не по причине его саляфизма, а вопреки своему обучению он смог преодолеть подобную проблему.
Застарелые социальные болезни, которые Ислам пришел уничтожить продолжают процветать в «мусульманском мире». Социальные проблемы множатся и растут: семейные проблемы, сексуальное насилие, нарушение прав работников, расизм, взяточничество и т.д. – все они стали превалировать, в то время как почти все эти вопросы находятся в стороне.
Непростительно, когда факихи страстно пропагандируют свое личное мнение о запрете женщинам водить машину, или о необходимости порицать мавлид, например, в то время как распространяется несправедливость со стороны иностранных работодателей, сексуальная эксплуатация женщин работниц, проблемы со взяточничеством и уасита (иметь «друга» в нужном месте для помощи) и другие хорошо известные проблемы в нашем обществе. (19)
Любое течение Ислама, которое не заботится о правах притесненных и угнетенных далеко от сунны нашего любимого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), чьими последними словами было выполнять права слабейших членов общества.
6. Отношение саляфитов к женщинам.
В большинстве своем современное саляфитское движение ставит женщину на уровень, который можно назвать нечеловечным. Простым примером может служить то, что не употребляется имя жены в кругу друзей. (20) Если имя женщины считается запретным, то какова же ее роль в обществе? Мусульманское общество нуждается в образованных и активных сестрах, которые способны объяснить суть религии и противостоять экстремистко-феминистким интерпретациям.
Обращение к женщинам выражается не только в запрете саудовским женщинам водить машину (и во что трудно поверить, но большинство саудийских ученых до сих пор запрещают это, считая это частью религии). К сожалению, некоторые сегменты западного саляфизма получили дурную репутацию благодаря череде женитьб и разводов, использованию положения матерей-одиночек, усыновлению и последующему оставлению детей. Для ясности, это было небольшим течением в определенной демографической обстановке американских и британских саляфитов, и ни один ученый не оправдал бы подобное с исламской точки зрения.
Тем не менее, эти симптомы настолько общие, что их трудно игнорировать, и они иллюстрируют проблему в саляфитском отношении к женщинам и общую проблему недостатка воспитания (тарбия)
7. Безоговорочное следование за группой «больших ученых», которые выступают в роли высших судей во всех вопросах.
Печально видеть подобное сектантское и недалекое следование за Кибарами (большими учеными) у движения заявляющем о свободе мысли и порицающем слепое следование . Тот факт, что эти большие ученые обычно из одной страны, назначены правительством редко упоминается в учтивой беседе.
Религия Ислам, и даже вероубеждение «асари» не имеет определенных личностей, которых Аллах назначил в качестве Божественных Представителей Его воли на земле. Разногласия с группой ученых, вне зависимости от того, насколько они большие, не является указанием на разногласие с Аллахом и Его посланником.
Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ученые – наследники пророков».
Я, да простит Аллах, не оспариваю важность и необходимость исламских ученых как таковых. И я не заявляю, что начинающие студенты знания могут безоговорочно превосходить ученых, которые более образованы. Обсуждается вопрос ограничения термина «ученый» одним народом, однотипным мышлением.
Ученых Ислама множество, и присутствуют во всех этносах, и саляфитам следует быть более широко мыслящими, и обращаться к каждому ученому в соответствии с его специализацией.
Саляфиты должны хорошо помнить, что среди самых больших критиков ибн Теймии в его время были его соратники ханбалиты (т.е. «кибары» восьмого века в Дамаске), которые не понимали, почему он желает изменить стиль написания и метод обучения, к которым они привыкли.
8) Предельно примитивное понимание современной политической арены.
Читая то, как ибн Теймия часто противостоял правителям публично, задаешься вопросом, а способны ли его современные последователи повторить подобное в отношении правителей, чьи преступления зашли намного дальше, чем преступления правителей времен ибн Теймии.
Я не призываю этих ученых объявить гражданскую войну, но я говорю, что необходимо занимать среднюю позицию, когда публичные нарушения правителей публично критиковались бы. Ислам требует от ученых, чтобы они контролировали правителей. Основной позицией саудийских саляфитов является признание заблуждением любой критики правителя. В то время как я пишу эти строки, правящей семьей региона приняты специальные законы против Братьев Мусульман и их защитников, а ученые перед лицом этой явной несправедливости – глухи.
И отношение основной египетской части саляфитов, представленной партией Нур в Египте и ее поддержка режима Сиси слишком душераздирающе, чтобы требовалось на это опровержение. И список подобных примеров можно продолжать.
IV. Заключение
Рашид Рида (умер в 1935) был первым ученым, который популяризировал термин «саляфи» для описания движения, которое он возглавлял. Это движение отвергало мазхабы и пересматривало стандартные вопросы фикха и современности в очень либеральной манере.
Молодой, подающий надежды ученый по имени Албани прочел статью Рида, переняв этот термин, использовал для описания иного, в корне отличного движения. Иронично, что движение, возглавляемое Рида, стало впоследствии представлять модерниский Ислам, отбросило название «саляфи» и методологию, в которой преуспел Албани – с минимальным совпадением с видением Рида Ислама – и Албани перенял термин «саляфи». Постепенно, название Албани было принято и призывающими из Наджда, пока не распространилось на все ответвления течения. До этого века, термин «саляфи» не использовался как общий ярлык и правильное существительное (21). Поэтому, термин «саляфи» - современный термин, который относит себя к древней школе теологии, школе «асари».
Я верю, что движение саляфи – искусственное движение, как и все движения Ислама. Это связано с тем, что Аллах не ниспослал «движение саляфи»; Аллах ниспослал Коран, и отправил нам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Саляфитское движение – состоит из людей, что означает, что ошибки движения будут ошибками людей. Это также объясняется почему нет «единого» саляфитского движения, а есть коллекция различных течений, которые могут быть собраны в группе саляфизм. Я верю, что ни одно из движений не может заявить о точном понимании Ислама, хотя вне сомнений, некоторые ближе к истине, чем другие. Каждое движение – искусственно и подвержено ошибкам. Я не верю, что какая-либо группа, секта или теология имеет монополию на истину.
Саляфитское движение в целом имеет святые идеалы, которые пытается достичь, но также надо признать и наличие ошибок. Кто-то может спросить: «А можно ли убрать от саляфизма эти недостатки, оставив положительное и направить на более верный курс?» Воистину, это то, чего желают многие представители течения, и со всей искренностью я поддерживаю подобные попытки, как в саляфизме, так и во всем Исламе. Однако, возникает вопрос: Если так много методологических ошибок и недостатков ассоциируются с ярлыком, и ярлык сам по себе уже не отражает того что отожествлял вначале, то зачем продолжать ассоциировать себя с ним?
Степень увеличивается с осознанием того, что этот ярлык не имеет религиозного значения и был фактически популяризирован в Исламской истории.
По причине этого, я больше не считаю себя частью этих саляфитских движений, которые были обсуждены выше. Для тех, кто желает идентифицировать себя этим названием, я молюсь, чтобы вы признали ошибки, перечисленные выше, и работали над их исправлением.
Те же, кто оставляет этот ярлык, тот имеет на это полное право и оправдание. Ислам шире, чем какой-то один ярлык.
После более чем двух десятилетий исследований, я причисляю себя к вероубеждению «асари» и считаю, что это самое безопасное и самое достоверное убеждение, Ислам больше чем одна жирная точка убеждений, и моя полная приверженность не будет посвящена созданному людьми убеждению, а будет направлена к Аллаху, Его посланнику и затем людям, обладающим иманом и богобоязненностью.
Так, я чувствую близость и братство с умеренными деобандами, табигами, матрудитами, которые могут расходиться со мной в каких-то вопросах фикха, теологии и методологии, но я могу положиться на их религиозность и заботу об Умме, больше чем с некоторыми жесткими саляфитами, единственной заботой которых является длина моих брюк и мои недостатки в цитировании «кибаров». Подобный умеренный суфий будет видеть во мне брата верующего в Аллаха и Его Посланника, с незначительными различиями, в то время как стандартный саляфит, придерживающийся жесткой позиции обязательно классифицирует меня на основании своих предубеждений, и единственной его заботой будет «предостережение от меня». И, несмотря на то, что я могу согласиться с саляфитом, что Аллах истива алаль-арш (вознесся над Троном) в той манере, какая присуща только Аллаху, его близорукое, узкое мышление в отношении проблем Уммы и заблуждение о собственной праведности, и его культовое мышление, будут основным отстраняющим фактором для меня и будут наносить вред всей Умме.
Я чувствую больше близости с братом суфием, который читает больше чем я Коран, и более чем я озабочен своим заработком, чтобы он был халал, чем с фанатичым саляфитом, от которого не исходит религиозность больше чем цитирование убеждений и опровержение «заблудших»
Это не делает из суфия правым в убеждении; это просто признак его Ислама, а Исламская преданность шире, чем некоторые вопросы.
И последнее, важное замечание.
Те, кто накопил много недовольств против саляфитов, естественно, будут использовать эту статью для того, чтобы увеличить свои нападки против движения. Но суть претензий может быть обращена к любому другому течению в Исламе: от модернистов и прогрессивных до шиитов, суфиев и ашаритов. Для всех тех, кто желает порадоваться: вы должны понять, что мое вероубеждение такое же как и было два десятка лет назад, и ваши течения такие же искусственные, как и саляфизм.
Другими словами, я верю, что каждое движение Ислама искусственно, с положительными и негативными сторонами, некоторые течения более близки, чем другие к Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в некоторых сферах, но ни одно движение с людьми – учеными не может заявить о том, что представляет нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и официально представляет религию Аллаха на земле. Среди всех движений, саляфиты имеют больший вклад в сфере вероубеждения, но это не делает их лидерами в Истине во всех и в каждой из сфер Ислама. Мы должны брать то, что есть у них благого, исправлять их ошибки, когда возможно, в мудрой и мягкой манере. И мои молитвы и мысли с тем, кто желает исправить движение изнутри. Но у каждого из нас есть своя ниша, и я считаю, что буду более полезен, если буду помогать всей Умме.
Что касается отречения: Я всегда буду уважать движение, которое очень сильно сформировало меня, и тех ученых, от которых я получил пользу и кем я восхищаюсь, даже если я не согласен с некоторыми методологическими вопросами.
Поэтому, если кто-то считает, что в этой статье имеется излишняя жесткость, то я искренне извиняюсь за это. У меня не было в намерениях оскорбить или обидеть.
Если чувствуется жесткость, то она может быть списана на то, что я ожидал большего от движения, которое заявляет о своем следовании за саляфами этой Уммы, но я чувствую, что движение далеко от этой святой цели.
Моим искренним желанием является, чтобы саляфитское движение в частности и все движения в Исламе в целом, воплощали чистые идеалы, к которым призывает наша религия, и которые демонстрировал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует).
И в конце, лучшая речь – это Речь Аллаха, и лучшее наставление это наставление Его пророка; и все искренние и праведные мусульмане, саляфиты и не-саляфиты прилагают усилия для понимания и применения, по мере своих возможностей, лучшей Речи и лучшего из наставлений.
Замечание моим критикам: Будет не соответствовать Исламу, если вы процитируете одну часть этой статьи и представите как мое отношение ко всему вопросу. Контекст очень важен, иначе даже Коран и Сунна могут быть неправильно поняты. Вы можете возражать, но пожалуйста, давайте ссылку на всю статью, и пусть образованный читатель сделает вывод о моих взглядах из всей статьи и увидит мою хвалу, наряду с критикой движения и отречением в конце.
Оригинал статьи: On Salafi Islam by Dr. Yasir Qadhi.
(1) Сиддиг Х. Хан был вдохновителем движения ахли-хадис на индийском субконтиненте
(2) Это может иметь плачевный эффект, в результате которого индивидуумы начинают изменять религиозные фетвы (тарджих), без наличия базовых инструментов для этого
(3) Термин «ваххаби» является ярлыком, который используется противниками движения. Он считается унизительным и используется для насмешек, поэтому он был опущен в этой статье. Также, не подобает мусульманам искажать слова, производные из имен Аллаха (аль-ваххаб)
(4) Эта тема очень противоречива, особенно после того, как были написаны опровержения против Албани ученым из Сахва шейхом Сафар аль-Хавали под названием: «Захират аль-Ирджа», в котором он обвинял Албани к склонению к еретическим позициям мурджиитов (теологическая секта раннего Ислама, которая исключала действия из определения веры). Это стало причиной для разделения на два течения внутри саляфизма в поздние 90-е: основное саудийское течение и Албано-иорданское течение возглавляемое шейхом Албани. Последствия этого раскола до сих пор не ликвидированы, не смотря на то, что сейчас он заметен не так как десятилетие назад.
Термин Сахва происходит из слова указывающего на «активность» и используется для описания политически более активного течения саудовского саляфизам, которое возникло после политических событий начала 90-х и войны в Заливе.
Ученые Сахва сильно возражали войне и интервенции американцев, таким образом создавая трещину между основными саудийскими шейхами, которые пожелали последовать за решением правителя пригласить войска.
Мадхалиты находятся на кардинально противоположных позициях ученым Сахвы, и называют эту группу «Кутбистами», указывая на политического мыслителя Саид Кутба и его брата Мухаммада Кутба, который был советником Сафару аль-Хавали (некоторые считают, что он сам был создателем Сахвы)
(5) Многие не причастные к делу видят основной причиной этому финансирование Саудовской Аравией. Конечно же финансирование играло роль, но большинство несаудийских саляфитов, которые придерживаются этой позиции не получило какой-либо выгоды от нефтяных денег Саудии. Поэтому, проявляя искренность по отношению к этому движению (и с оговоркой, что я считаю это религиозно неприемлемым и отвратительным) подобное отношение основано на классической доктрине суннизма «подчинения законному правителю». Эта доктрина была извращена до степени запрета любой критики законного правителя на публике.
Также, существует мнение, что не смотря на все ошибки, Саудовская монархия «защищает таухид и сунну» и поэтому все ее ошибки могут быть списаны. Таким образом критике правительства считаются критиками защитников таухида.
(6) Эта теологическая позиция заканчивается такфиром
(7) Я подготовил доклад, который раскрывает детали по этому пункту. Онлайн версия доступна здесь: https://www.youtube.com/watch?v=RZoAzlnpIgk
(8) Каждое из этих мнений (и ученых) имеет нюансы и доводы в свою пользу. Я хорошо осведомлено об этих нюансах и не преднамеренно опустил их; эта статья не является диссертацией, поэтому не уместно уходить в условия, детали и исключения. Целью здесь является представить упрощенное мнение; заинтересованный читатели могут обратиться за детальным изучением этих позиций
(9) Необходимо замечание: эти группы и их отношение, не различны и не разделены полностью; между этими позициями могут быть пересечения, и отдельный человек или ученый может иметь качества сразу из нескольких подгрупп.
(10) Мадхалитский саляфизм пошел на спад по причине большого числа факторов:
во-первых, их ветвь саляфизма показала себя крайне нетерпимой и стала причиной для нанесения вреда всему саляфисткому движению, так что большинство шейхов саляфитов, которые не были причастны к этому движению (и даже некоторые, кто был причастен к движению) были вынуждены заявить об переходе границ в этом ответвлении.
во-вторых: многие кто из тех, кто вошел в мадхализм, впоследствии покинули это течение, саляфизм и даже религию; это стало настолько распространенным, что появился термин: «саляфитское перегорание»
И последнее, мадхализм существовал в период с конца 90-х до начала 2000, когда он усердно поддерживался правительством Саудии, за его проправительственную риторику. Но с увеличением побочного ущерба от этого движения, правительство само отказалось поддерживать шейхов Мадхализма, и постепенно оно осталось на плаву и проявляло активность у не-саудийских западных меньшинств, обычно у обращенных или не практикующих иммигрантов мусульман с низким уровнем образованности, которые удобно себя чувствовали внезапно получив «силу» оспаривания более уважаемых шейхов.
(11) Я не перечислил остальные страны и использовал Египет в качестве примера. Подобный спектр движений можно найти почти во всех странах, включая Западные, где восточные саляфиты стали важной частью их западных двойников. Не является необычным спор двух обращенных американцев, которые горячо спорят о правильном теологическом течении, беря для примера отношение к саудийскому политическому течению.
(12) Я общался как с саляфитами-мадхалитами, так и саляфитами-такфиристами; поэтому я не являюсь нейтральным по отношению к этим движениям. Тем не менее, я говорю этим саляфитам из числа такфиристов: как правило, у вас больше образованности и больше имана, чем у мадхалитов; у вас недостаточно мудрости в понимании долгосрочных последствий ваших действий и поддержки, и общим с мадхалитами у вас является поспешность и жесткость при осуждении тех, кто не согласен с вами.
Только по причине того, что человек не согласен с вашим методом, не означает, что он становится врагом Ислама.
Также, было бы мудрым с вашей стороны посмотреть на возраст, общественную зрелость, опыт и мудрость тех, кто в ваших рядах. Почему получилось так, что очень редко в вашем течении встречаются взрослые, более зрелые люди – люди в возрасте 40, 50 и 60 лет, которые посвятили свои жизни Исламу, и чья вера и заслуги не могут быть поставлены под сомнение? Неужели вы действительно считаете, что подростки или двадцатилетняя молодежь более квалифицирована устанавливать курс для жизни мусульман на Западе, чем те, кто вдвое и даже втрое старше по возрасту?
И в конце, будьте осторожны относительно ваших предубеждений и предположений о других людях и шейхах, ведь вполне возможно, что вы критикуете человека за недостаток или мнение, которого на самом деле нет, и вы будете отвечать пред Аллахом за все свои ложные предположения. И глупо делать врагов из людей, которые не являются вашими врагами, и это принесет вам вред в этом мире и возможно в мире следующем.
(13) Саляфиты желает сделать с суфизмом и народным Исламом тоже, что протестантская реформация пыталась сделать с католицизмом
(14) Это мнение почти всех немусульманских академиков, которые специализируются на Исламской теологии, от Игназ Гольдзихера до Ричарда Франка, Джорджа Макдиси и Джозеф ван Есс. Несмотря на то, что большинство из этих имен не углубляются в изучение убеждения «асари», потому что они считают его слишком простым, они признают, что эта ветвь суннизма появилась раньше каляма ашаризма.
Некоторые современные ашариты, несмотря на все доказательства обратного, продолжают рисовать ложную картину, утверждая, что ибн Теймия «основал» новое понимание Ислама.
В своей личной библиотеке, в то время как я пишу эти строки, я могу найти дюжину теологических трудов написанных до аль-Ашари, и все эти труды признают Атрибуты Аллаха полностью и без оговорок, и отрицают калам. Человек может быть не согласен с ибн Теймией, но не может отрицать, что убеждение, которое проповедовал ибн Теймия, появилось за пять веков до него.
(15) Моя докторская диссертация в Яле была аналитическим изучением труда ибн Теймии: «Отведение противоречий между разумом и откровением» начинающимся со стостраничного вступления, в котором я задокументировал развитие ашаритской школы. Я ясно продемонстрировал, что школа началась с маленького, отверженного течения, которое подвергалось нападкам со стороны других течений и по историческим причинам (которые я описал в деталях), ашаритское убеждение сумело стать доминантным и стать официальным убеждением сельджуков и последующих исламских династий. Заявление современных ашаритов о том, что они всегда были доминантным пониманием суннизма исторически ложно.
(16) Моей точкой зрения в споре было то, что если бы Аллах не благословил убеждение «асари» кем-то калибра ибн Теймии как защитника и адвоката, то оно превратилось бы в небольшое ответвление. Выдающаяся личность и глубокая проницательность ибн Теймии оказала сильное влияние на мое мировоззрение, и я считаю его одним из величайших, если не самым великим интеллектуалом нашей Уммы.
К сожалению, почти все саляфиты ограничиваются чтением ибн Теймии (в то же время, они не способны сами понять некоторые из его трудов, особенно те, что связаны с эллинистической мыслью и философией), но не осмеливаются следовать по стопам ибн Теймии.
Если бы ибн Теймия был жив сегодня, то он не написал бы своих трудов; напротив, он уделил бы внимание интеллектуальным угрозам уммы, с которыми она столкнулась.
Ибн Теймия писал, отвечая на проблемы своей эпохи; современные саляфиты по большей части не делают этого, не желают выйти за рамки идей и теорий, которые ибн Теймия описывал семьсот лет назад.
(17) Я много говорил о понимании хадиса о 73 течениях, и объяснил, что он был не верно понят многими группами. Лекцию по этой теме можно найти здесь: https://www.youtube.com/watch?v=6fDXifZ5jnY.
(18) Более детально об этом говорилось здесь.
(19) Редкие хутбы там и здесь по этим проблемам не изменяют того факта, что подобное обсуждение не является центральным для саляфитского призыва, несмотря на то, что эти проблемы процветают в этих обществах. И подразумевается не только саудийское общество, тоже самое относится и к другим обществам.
(20) Подобное понимание является попыткой уничтожить существование женщин в жизни саляфов: сподвижники, мужчины и женщины, знали имена друг друга очень хорошо и общались друг с другом, если в этом была необходимость. И опять же, я не пытаюсь отрицать исламский этикет, который сводит к минимуму отношения между противоположными полами, с соблюдением внешних приличий и необходимости. Но, как теология, саляфизм берет это законное основание и затем изменяет и извращает до неузнаваемости.
(21) Да, существует множество определений в классическом и средневековом Исламе, но этот термин не был в моде и не нес значения, которое имеет сегодня.
Определения
Позитивные последствия саляфитского движения
Комментариев нет:
Отправить комментарий