суббота, 23 мая 2015 г.

Kогда мусульмане работают вместе - 3
Нуман Али Хан

Дисциплина волонтера


Также проблема с употреблением слова «Ин-ша-Аллах». Мы должны изменить свою культуру искажения смысла слова «Ин-ша-Аллах». Это священное слово и прекрасно произносить его, но мы превратили его в отталкивающее. Ин-ша-Аллах может означать так много. Это может быть «Да», это может быть «Никогда», Ин-ша-Аллах может означать «если буду в настроении». Оно может означать, что угодно. «Ты идешь?» - «Ин-ша-Аллах» - это может означать «да», может означать «нет», может означать «ты мне не нравишься». Оно может нести в себе все эти значения. Вы должны быть открыты в том, что вы можете и что не можете. Будьте четкими в своих обязательствах и в командных обязательствах. 




Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника. Когда они находятся рядом с ним по общему делу, то не уходят, пока не попросят у него разрешения. Воистину, те, которые просят у тебя разрешения, действительно являются верующими в Аллаха и Его Посланника. Если они попросят у тебя разрешения по поводу некоторых из своих дел, то разрешай тому из них, кому пожелаешь, и проси Аллаха простить их. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный.

Те, которые веруют в Аллаха и в Последний день, не спрашивают у тебя дозволения на то, чтобы сражаться своим имуществом и своими душами. Аллах знает богобоязненных.

У тебя просят дозволения остаться дома только те, которые не веруют в Аллаха и в Последний день, сердца которых испытывают сомнение. И по причине своего сомнения они пребывают в замешательстве.


Эту речь я хочу начать с обсуждения двух аятов, которые изначально кажутся противоречащими друг другу. Я прочту перевод из суры Нур, аят 62, затем прочту из суры Тауба, аяты 44 и 45. Они будут казаться противоречащими друг другу.  



Давайте начнем с суры Нур.  В ней сказано: «Воистину, те, которые просят у тебя разрешения, действительно являются верующими в Аллаха и Его Посланника». 

Сура Тауба говорит: «Те, которые верэ6уют в Аллаха и в Последний день, не спрашивают у тебя дозволения … У тебя просят дозволения остаться дома только те, которые не веруют в Аллаха и в Последний день».

Сура Нур говорит «Воистину, те, которые просят у тебя разрешения, действительно являются верующим». Сура Тауба говорит «У тебя просят дозволения остаться дома только те, которые не веруют».

Затем иное противоречие: «Если они спрашивают у тебя, то не позволяй».
Сура Нур говорит: «Если они попросят у тебя разрешения по поводу некоторых из своих дел, то разрешай тому из них, кому пожелаешь, и проси Аллаха простить их».
Сура Тауба говорит «Да простит тебя Аллах, почему ты дал им разрешение». 

Сура Нур говорит: «Разреши им». 
Сура Тауба говорит: «Почему ты сделал это?» 

Сура Нур говорит: «Если они просят разрешения, то это верующие». 
Сура Тауба говорит: «У них нет веры». 

Все это выглядит как противоречие. 

«Противоречивые» приказы. 
Как нам понять их, и как они относятся к Исламской работе?
Оба аята обсуждают вопрос разрешения или оправдания оставления исламской работы. И мы обсуждаем их, потому что они представляют собой прекрасные примеры коранической мудрости по вопросу получения разрешения у руководителей мусульман. 

Первый пример из суры Нур – устрашающий. Что говорится вначале? 
«Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника. Когда они находятся рядом с ним по общему делу, то не уходят, пока не попросят у него разрешения»

Общее дело или проект – когда они вместе идут с ним на какое-то дело, или он назначает кого-либо, отправляя на задание, или приказывает какому-либо племени или отправляет пять, шесть или десять человек и дает им задание. Это может быть любое задание, не обязательно военное. 

«…то не уходят, пока не попросят у него разрешения». Как видим, это очень полезный пример для нас, так как он связан с коллективной работой. 

Давайте вернемся в наше время и представим, что мы на собрании, где было решено, что в конце недели А,Б и В выполнят некое задание. Каждый из этих троих считает, что задание будет сделано другими двумя. А думает, что Б все сделает; Б думает, что В сделает; В думает, что А или Б сделают задание. На следующей неделе все трое придут ни с чем. Это называется рассеиванием ответственности. Никто не берет ответственность на себя, каждый считает, что это будет сделано другим, и когда приходит срок, то А говорит: «Вы не сделали? Но вы же кивали головой!», Б отвечает: «Да, но ты кивал головой больше, чем я». И к концу недели никто не выполняет задание

Коран же указывает, что  при выполнении общей работы не должно быть рассеивания ответственности. Они не оставляют работы, пока не скажут руководителю: «Извини, я не могу сделать этого. У меня проблема дома, моя теща приехала». Другие точно знают, что этот человек не сможет выполнить задание. Они не предполагают, что кто-то другой сделает его. 

И это очень сильное наставление. Это рассеивание ответственности является из тех вещей, которые разрушают добровольную работу. В результате руководство жалуется, что добровольцы ничего не делают, а волонтеры говорят, что руководство ничего не доводит до конца и ничего не делается, потому что каждый считает, что дело выполнит кто-то другой. И страдает все дело или проект. Но кораническое наставление позволяет избежать конфликта. Коран указывает, что в случае, если вы не можете сделать что-то, то объявите об этом: «У меня встреча; у меня срочное дело; у меня назначена встреча у доктора; и поэтому я не смогу сделать это». Будьте открыты к тому, что вы можете и что не можете. 


Также проблема с употреблением слова «Ин-ша-Аллах». Мы должны изменить свою культуру искажения смысла слова «Ин-ша-Аллах». Это священное слово и прекрасно произносить его, но мы превратили его в отталкивающее. Ин-ша-Аллах может означать так много. Это может быть «Да», это может быть «Никогда», Ин-ша-Аллах может означать «если буду в настроении». Оно может означать, что угодно. «Ты идешь?» - «Ин-ша-Аллах» - это может означать «да», может означать «нет», может означать «ты мне не нравишься». Оно может нести в себе все эти значения. Вы должны быть открыты в том, что вы можете и что не можете. Будьте четкими в своих обязательствах и в командных обязательствах. 

Чтобы понять этот вопрос лучше, мы можем привести пример работы. Давайте предположим, что на своей работе у вас есть команда. Менеджер дает поручение команде: «Вам троим поручается это». Что вы трое делаете? Вы обсуждаете и поручаете: ты делай часть А, ты делай часть Б, я сделаю часть В. Вы не оставите проблему до последнего дня, когда один из вас скажет: «Я думал, что ты все сделаешь, поэтому был в отпуске на этой неделе». Никто из работников не поступит так, потому что они знают, что последует за этим. Они потеряют работу.
Но исламская работа имеет свои особенности. Она добровольна. Вам могут ответить на претензии: «А что ты сделаешь? Уволишь меня? А мне по любому не платят» или «Ну давай, что собираешься делать? Я больше не приду!» или «Прекрасно! Это было по любому скучно» И ты начинаешь думать, что по причине того, что это добровольная работа, то можешь относиться к ней несерьезно. 

Вы относитесь к этому обыденно, потому что вы считаете, что не обязаны быть серьезными. Вы не обязаны придерживаться сроков, подобно тому, как это делаете на работе. Что происходит, когда вы не выполняете задание к сроку на работе? Вы остаетесь допоздна. Вы остаетесь в офисе допоздна и завершаете работу, потому что вы обязаны завершить задание, ведь вам нужна работа. У вас серьезное отношение, когда вы на работе, но не когда дело касается Исламской работы. Мы же должны помнить, что исламская работа более важна, чем любая другая работа, и, резюмируя наставление Корана, если вы не можете это сделать, просто скажите «нет».


Манипулятивное управление. 

С другой стороны, давайте представим, что у вас есть амир – тот, кто отвечает за проект, тим-лидер, и он ставит перед вами задачу. Но вы говорите, что не можете выполнить ее. Он отвечает: «Приложи должные усилия и хватит искать оправдания». Вы говорите: «Брат, мой сын болен, моя жена больна, и я должен в первую очередь заботиться о них».

А он цитирует другой аят и говорит: «Ваши имущество и дети являются искушением для вас. У Аллаха лучшая награда. Пусть поболеет, Аллах позаботиться о ней. Или ты сможешь позаботиться о ней лучше? Где твой иман? Выполняй мое задание».

Лидерство (о котором мы поговорим на следующих встречах) не должно основываться на эмоциональную составляющую. Вы не должны нагружать добровольцев чувством религиозной вины. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не делал этого. Он никогда не заставлял людей чувствовать так, когда они приходили и отпрашивались.

Если у вас проблема и руководитель заставляет вас чувствовать себя виноватым, когда вы приходите и говорите: «Извини, я не могу сделать этого», то постарайтесь не попасть под влияние эмоционального прессинга.
Во-первых, вы пришли и сообщили: «Извини, я не могу сделать этого», как вариант вы могли бы и сделать этого. Вы могли бы пропустить все, а когда у вас спросили бы, то сказать: «Ой, я забыл». Но вы приложили усилия и сказали:
«Я знаю, что это важно, но я не могу сделать этого. Назначь кого-нибудь другого», – и это показатель того, как вы серьезно относитесь к проекту, и показатель того, что вы серьезны. Поэтому руководитель не должен после этого нагружать вас виной. Это плохой тип руководства. Это эмоциональное манипулирование, и от таких руководителей люди бегут, такие руководители часто жалуются: «У меня нет добровольцев, никто не работает со мной». Естественно, когда ты действуешь таким образом, кто будет работать с тобой? Я имею в виду, что возможно он проводит все время в мечети, потому что его жена не хочет общаться с тобой по причине его характера. Может, следует сходить домой. Это тоже относится к важной части вопроса прошения и предоставления разрешения. 

Просьба о разрешении, когда ты работаешь волонтером, является признаком заинтересованности, но в обсуждаемом аяте также дается совет руководителям. «Если они попросят у тебя разрешения по поводу некоторых из своих дел, то разрешай». Но в тоже время не следует проявлять слабость и использовать несерьезные оправдания. Например: «я купил новую мебель и мне надо установить ее», или «вышел новый фильм», или «нам надо купить костюм к свадьбе, поэтому я не смогу сделать эту программу».

Все это примеры надуманных оправданий, но если они придут к вам с серьезным оправданием, то в этом случае действует правило: «… то разрешай, кому пожелаешь».

Помните, что это вопрос на усмотрение руководителя разрешать или нет. Руководителю говорится, ты можешь дать разрешение и можешь не дать его. 

Давайте рассмотрим противоречие на примере. Допустим в магазине несколько работников, и у менеджера есть трудолюбивый работник. Он управляется в магазине со всеми делами. Также есть и другой работник – племянник или родственник, который получил работу посредством своих связей, и он не выполняет своей работы. На работе он как на отпуске. И вот подходит хороший работник и просит выходной. Также подходит ленивый работник и просит выходной. 
Кому менеджер даст выходной? Что логично? Он даст выходной ленивому работнику. Знаете почему? Потому что ленивый работник, что он есть, что его нет. Работа ничего не потеряет. Менеджер скажет: «Можешь идти».
А тот, кто трудится упорно, ему не дается выходной. Вот они оба уходят, и ленивый думает: «Я ничего не делаю и получаю выходной». И другой думает: «Я столько работаю, что заслуживаю выходной, а мне не дают его. Он дал выходной этому парню. Но это не честно».
Но что он не понимает, что ему не дали выходной не по причине того, что он не нравится менеджеру, и не по причине несправедливости, а по причине большой значимости для менеджера. Это доказательство его ценности. 

Иногда кто-то приходил с серьезным оправданием к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и говорил: «Я не могу этого сделать», а Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отвечал: «Я не могу дать тебе разрешение. Ты мне нужен». Это было на усмотрение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Но, если у него была возможность отпустить, он отпускал. Поэтому руководитель должен быть милосердным. Но он также должен понимать и потребности работы. Давите на подчиненных, но не так, чтобы ломать их. Мы должны придерживаться баланса. 

Теперь давайте поговорим о следующем аяте. Мы говорили о суре Нур. Сейчас перейдем к суре Тауба. Она вся посвящена чрезвычайному положению. Это положение касается всей мусульманской общины. Мекка была завоевана, и мы разворошили рой римлян. Между нами и римлянами война. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) начинает подготовку к походу. Это был первый раз в исламской истории, когда каждый способный сражаться обязан был присоединиться к армии. До этого это было добровольно. Бадр и Ухуд были добровольны. Ахзаб был доброволен. Но Табук был обязательным для всех. Поэтому тот, кто не выходил, должен был привести весомое оправдание. Мы выступаем на Табук и собираемся сразиться со 100 000 армией римлян. Это не будет легким делом. 
Лицемеры не хотели выходить в поход, поэтому они подошли к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) с оправданиями: «О, Посланник Аллаха! Позволь мне остаться. Я слишком слаб в отношении женщин. А мы будем проходить мимо поселений с красивыми женщинами, и я не удержусь. Я попаду в искушение, поэтому разреши мне не участвовать в битве с римлянами», - с такими надуманными оправданиями подходили люди к Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует). И он, зная об их неискренности, позволял им остаться: «Хорошо, ты можешь остаться». И в этом пророческий гений. Несерьезный солдат на поле битвы мог только мешать. Даже Аллах сказал: «Если бы они вышли с тобой, то они не сделали бы ничего, кроме путаницы». Они были бы проблемой, а не решением. 
На поле боя нужна жесткая дисциплина. Если один солдат оставит свою позицию, то может создаться хаос. Если же у вас есть солдат, на которого нельзя положиться, то вы скажете такому: «Почему же ты не остался дома, чтобы готовить еду, дав возможность настоящему солдату выйти?» Поэтому, если он приходит с оправданиями, то лучше такого отпустить. Но Аллах делает наставление Пророку, что в чрезвычайном положении «когда люди приходят и просят разрешения, то не давай им разрешения». И тогда, даже если ты не разрешишь им, то найдутся те, кто останутся позади, доказав таким образом свое непослушание и свое лицемерие. И поэтому не давай им разрешения в этот раз. Аллах говорит в чрезвычайной ситуации: 
«Почему ты разрешил им остаться дома, пока тебе не стало ясно, кто говорит правду, а кто является лжецом?»
В чрезвычайной ситуации, когда решается вопрос жизни и смерти, разрешение не дается. В это время нет никаких «пожалуйста, прости, у меня проблемы». Нет! Разрешения не будет. И фактически, Аллах простил только тех, кто упомянут в суре Тауба.
В суре Нур мы учимся стандартному протоколу дисциплины. Если у вас дело, то просите разрешения. Руководитель должен постараться дать разрешение в большинстве случаев. Это правило. Он должен проявлять обходительность к добровольцам. Не следует мучить их. Не следует заставлять их считать себя худшими из добровольцев. Уважайте их и их просьбы. То, что они пришли и попросили разрешения, является знаком уважения. Кстати, разве в обычных ситуациях лицемеры просили разрешения? Нет, они не просили. Единственной причиной, по которой они просили разрешение, было то, что призыв в армию был обязательным. А когда это было добровольным, то они никогда не приходили за разрешением. Когда люди, приходили получить разрешение добровольно – это было признаком имана. И это разница в сурах Нур и Тауба.
В чрезвычайной ситуации люди будут приходить с надуманными предлогами, и это признак отсутствия имана. «И по причине своего сомнения они пребывают в замешательстве».

Аллах очень красиво порицает их в Коране.  О человеке, который приходит к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) со словами: «Я уже собирался выйти, но в последнюю минуту произошло что-то. А я уже был готов», Аллах говорит: «Если бы они желали выступить в поход, то приготовились бы к этому». Если проверить их дома, то готовы ли их вещи? Нет, не готовы. Аллах знал, что у них в домах, поэтому и выявил их. Они сказали: «Я готов выйти». А Аллах ответил им, как бы говоря: «Давайте посмотрим, как они готовы». Аллах отвратил этих людей от участия в битве. Аллах не желал, чтобы они вышли. Они не достойны того, чтобы сопровождать тебя. Поэтому они остались позади. Он оставил их отсиживаться. И это укор. В арабском используется слово «Гаидун» (отсиживающиеся) – т.е. мужчины, женщины и дети, которые не желают идти на битву. Как сказал Аллах: «Сидите с отсиживающимися женщинами и детьми». Так Он называет их. Он укоряет их подобным обращением. 

И это был урок посвященный дисциплине волонтеров и получению разрешения. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий