пятница, 22 мая 2015 г.

Kогда мусульмане работают вместе - 4
Нуман Али Хан

Высказывание и выслушивание мнений в организации

Этот урок о манерах обсуждения мнений и вопросов в организации. У вас есть некое мнение или вопрос, которые вы хотели бы высказать. Каковы же правила в отношении высказывания мнения? Какова этика высказывания мнения?



О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не бояться порицания порицающих. Такова милость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает. Аллах – Объемлющий, Знающий (5:54).

Все, что даровано вам, является преходящим благом мирской жизни. А то, что есть у Аллаха, будет лучше и долговечнее для тех, которые уверовали и уповают на своего Господа (42:36) 
которые избегают великих грехов и мерзостей и прощают, когда гневаются (42:37)

которые отвечают своему Господу, совершают намаз, совещаются между собой о делах и расходуют из того, чем Мы их наделили (42:38)

Этот урок о манерах обсуждения мнений и вопросов в организации. У вас есть некое мнение или вопрос, которые вы хотели бы высказать. Каковы же правила в отношении высказывания мнения? Какова этика высказывания мнения?

Первый аят, который я хотел бы привести:
«Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не бояться порицания порицающих» (42:54).

Итак, до того как высказать собственное мнение мы должны помнить о необходимости смиренности с другими верующими. Арабское слово «смиренность» происходит от слова «зулала». Зулала – это когда вы идете по поверхности чего-либо. Итак, мы как бы позволяем верующим ходить по нам. Другими словами, в своем общении мы должны быть смиренны к верующим, но суровы к врагу. Необходимо понять контекст этой суры: только что произошла победа Ислама. Мекка покорена. Мы должны быть суровы к неверным. Потому что они прилагают все силы, чтобы уничтожит новое исламское государство. Но затем Аллах добавляет относительно высказывания мнения: «Они сражаются ради Аллаха, и они не боятся порицания порицающих».

Послушайте внимательно: «Они не боятся порицания порицающих». Это относится и к критике, которая звучит в адрес тех, кто высказывает собственное мнение. Они не смотрят по сторонам и не говорят: «А что скажут люди, если я скажу так? Это в моей голове. Я не смогу это сказать. Я чувствую, что это неправильно, и я должен сказать что-то, но все вокруг начнут думать, что я проблемный и создаю трудности, поэтому я помолчу».

Нет! Вам не следует сидеть тихо. Ведь это идет в разрез с этикой организации. Вы видите что-то неправильное в том, куда идет развитие организации, но вы не высказываете собственного мнения, потому что убеждаете себя, что все остальные желают продолжить движение в этом направлении и возможно, это не лучшее направление, но поезд уже покинул станцию. Вам следует высказать свое мнение, не важно, что скажут люди. Вы должны быть смелы в высказывании мнения, но не следует и переусердствовать.

Вам не следует создавать проблемы на совете, говоря: «То, что мы делаем – это лицемерие».

Есть подобающие пути высказать свое мнение. Есть более сдержанные методы высказаться: «Я не совсем согласен с этим. Я не хочу создавать проблем и быть излишне назойливым, но как мы можем соглашаться с этим? Это мне не кажется правильным». Выскажите свое мнение приличным образом.

Также ваше мнение может понадобиться при проблеме, которая не является неправильной, но нуждается в улучшении. Вы можете улучшить своим советом. У вас некое стратегическое предложение. Вам не следует бояться дать подобное предложение, но есть один момент, который может либо спасти вас, либо уничтожить. Если вы не запомните, то это уничтожит вас. Искренний совет ради Аллаха – это поклонение. Совет подобен садака, или милостыне. Милостыня должна быть ради Аллаха. Также и совет должен быть ради Аллаха. Если вы ожидаете оплаты за милостыню в этом мире, то Аллах не будет засчитывать это как милость. Если вы ждете, что ваше мнение будет принято, и все должны действовать согласно ему, а они не послушались, чем разгневали вас, то в этом случае ваш совет не был ради Аллаха. Вы дали его ради того, чтобы за ним последовали. Вы дали этот совет ради себя. Как было сказано ранее, ваше мнение – это поклонение. Можно понять метод высказывания мнения на примере молитвы. В молитве, допустим, имам забыл, что сделал четвертый ракат. Шайтан отвлек его, и он встал на пятый ракат. Вы сидите позади. Что вы делаете? Вы высказываете свое мнение. Как? Вы говорите: «СубханАллах». Но, допустим, имам все равно встает и выполняет пятый ракат. Что вы делаете тогда? Вы не делаете то, что считаете правильным, а молча следуете за имамом. Почему? Потому что дисциплина в группе более важна, чем когда человек один. Вы выполнили свою ответственность, когда высказали свое замечание. Если вы сделали замечание, а дела все равно идут неправильно, то вы сняли ответственность со своих плеч.

Она на плечах руководителя. Вы же выполнили свою часть.

Мы должны делать дуа, каждый раз как высказывая свое мнение: «О, Аллах! Я высказал свое мнение ради Тебя, пожалуйста, прими это как акт поклонение Тебе».
Если у нас действительно правильное намерение, то вместо того чтобы расстраиваться, если наше мнение не будет принято, нам следует очень сильно бояться, если наше мнение будет принято. Потому что если наше мнение будет принято, то ответственность за него лежит на нас. От мнения руководителя перешли к моему мнению. Если что-то будет неправильно, то я буду спрошен, потому что это было моим предположением.

Подумайте сотню раз перед тем, как высказать свое мнение и дать искренний совет. Попросите Аллаха о наставлении, когда вы выдвигаете совет и не расстраивайтесь, когда его не примут. Это не конец мира. Это не вопрос куфра и имана, как будто бы ваше мнение было иманом, а все остальное куфром. Абсолютная власть принадлежит только Аллаху. Ни хатибу, ни ученому, ни организациям, ни кому-либо еще, а только Аллаху. Не беспокойтесь относительно того, чтобы высказать свое мнение, но не привязывайтесь к нему. Не говорите: «Они не послушали меня». Вообще-то это слова лицемеров: «Есть ли у нас какой-нибудь авторитет? Никто не слушает нас, никто не принимает нас всерьез». Они говорили подобное, потому что расстроились, когда их мнение не было принято во время Ухуда. Их это огорчило. Поэтому нам не стоит иметь подобное отношение. Это первое важное замечание.

Второе замечание – из длинного отрывка из суры Шура: «Все, что даровано вам, является преходящим благом мирской жизни. А то, что есть у Аллаха, будет лучше и долговечнее для тех, которые уверовали и уповают на своего Господа».

Отрывок начинается с «таваккуля» – полагание на Аллаха. Затем переходит к следующей теме:
«которые избегают великих грехов и мерзостей и прощают, когда гневаются» (42:37).

Если ваше мнение стоит что-либо, тогда и вы стоите что-либо пред Аллахом. И мы, как трудящиеся на пути Ислама, должны избегать больших грехов. Мы говорили об этом на первом уроке, затрагивая тему балансирования между индивидуальным поклонением и волонтерской активностью. Мы должны быть уверены, что не совершаем больших грехов, и в особенности мы должны избегать распутства. Это означает необходимость избегать бесстыдства, вульгарности или непристойности.

Распутство относится к числу больших грехов, но Аллах выделил его отдельно, сказав «кабаир валь фавахиш» (большие грехи и распутство).

Особенно молодые парни и девушки, участвующие в добровольной деятельности, должны избегать распутства, потому что вы участвуете в том, что связано с Исламом. Шайтан будет пытаться уничтожить вас через подобные грехи. Некоторые говорят: «Нет, мы всего лишь сидим на встрече во время совета». Это не совет. Это вы думаете, что это совет. Вы должны охранять себя во время исламской работы, потому что это самый легкий путь для шайтана. Он будет атаковать вас. Вы можете отрастить бороду и считать, что вы в безопасности от девушек в городке, но шайтан будет наущать девушку и она подойдет и скажет: «Кстати, я с тобой вместе прохожу биологию». И вы скажите: «Да, я участвую в такой-то программе, и я руковожу ею». Это произойдет. Шайтан будет сбивать вас. Он постарается уничтожить вас, и вы будете приходить на собрания уже с непонятным намерением. Вы приходите раньше времени, вы одеты хорошо, надушены. Это произойдет. И это происходит, мальчики и девочки. Остерегайтесь уловок шайтана.

И следующий момент: «и прощают, когда гневаются» (42:37). Что труднее всего контролировать для молодежи? Это стремление к противоположному полу. Если вы можете контролировать это, то какова следующая проблема? Гнев. Кто-то скажет то, что вам не нравится, и вы гневаетесь. Гнев вспыхивает. Аллах упоминает об отстранении от распутства, и в случае успеха в этом, вы сможете контролировать гнев, и даже прощать. И это является ключом к исламской работе. Вы должны работать с другими, и это часто будет приводить к нервам. Да, это неизбежно. Не важно, работаете вы в мечети или в школе. Не важно, какую волонтерскую работу вы выполняете, вы будете с людьми, которые будут действовать вам на нервы, и они будут залазить вам под кожу, и они будут заставлять чувствовать себя плохо. И когда наступает такой момент, вам следует прочитать: «и прощают, когда гневаются» (42:37).

Это даже не относится к тому случаю, когда разгневавшись, они успокаиваются. Аллах сказал: «они прощают». Т.е. они продолжают движение. Они привыкают. Люди, которые собираются работать для Ислама, если у них не будет толстой кожи, то лучше обзавестись ею и быть морально готовым выдержать многое. Это верно и для иных сфер жизни: семья или работа.
Бывает так, что люди присоединяются к организации с хорошими намерениями, и в самом начале они радуются друг другу и обнимаются при встрече, но спустя несколько месяцев они слышат то, что им не нравится, это их злит и они говорят: «Я никогда не вернусь туда снова» - «Почему?» - «Ты не знаешь, что они мне сказали». То, что сказали ему, было испытанием – разозлится он или нет. Ведь работа Аллаха более важна, чем чей-то гнев или гордыня. Если вы хорошо выполняли работу в этой организации, то вернитесь к ней. Я не говорю, что надо позволять людям ходить по вам, вам следует стоять за себя, но никого не обижайте и прощайте их недочеты. Вы знаете, некоторые люди очень хорошо могут делать саркастические замечания, что сжигает критикуемого изнутри. В других культурах это обычно происходит между детьми. Например, когда ваша жена приготовит вкусную еду, то вы можете сказать: «Сегодняшняя еда вкусная. С тобой все нормально?», но мы не отметим: «Хорошая еда». Нет, мы не можем этого. Это не в нашей крови хвалить кого-то, особенно жену.

В волонтерской работе вы поддерживаете этот обычай. Вы привносите это и в исламскую работу. Вы просто чувствуете, что обязаны высказать эти замечания и остроты, так что человек в конечном итоге выходит из себя. Но это не верно.

Следует иметь толстую кожу и научится переваривать подобное. Научитесь выслушивать докучающие и раздражающие вещи, посмейтесь над ними и отпустите. Тогда вы сможете продолжить свою работу. А те люди, которые испытывают ваше терпение, они являются благословением, потому что Аллах учит вас терпению посредством них. В противном случае вы не сможете обучиться сабру. Поэтому в конце года на собрании вам следует сказать: «Я благодарен тем, кто помог мне, и я благодарю тех, кто помог мне стать более терпеливым и лучшим человеком. Люди, которые испытывают ваше терпение – это благословение, иначе вы не научитесь терпению. Понятие сабр останется только в теории. Что такое сабр, если вы не испытывали его? Иногда он испытывается теми, кто близок к нам, и теми, кто работает с нами.

И в конце говорится: «которые отвечают своему Господу, совершают намаз, совещаются между собой о делах и расходуют из того, чем Мы их наделили» (42:38).

Не было сказано, что они основывают решения на консультациях, а сказано что решения – это консультации. Все их решения – консультации. Консультации – это не просто пустой совет, который отражает ваше личное мнение или «брат, если ты возражаешь, то выскажи это», а брат отвечает: «Я считаю, что у нас должна быть программа для молодежи» -  «Следующий» - «Я считаю, что у нас должна быть программа для женщин» - «Спасибо. Следующий».
Это не шура, братья. Шура – это не просто дать возможность людям выпустить пар и, сказав «джазакаллах», делать то, что собирался и так сделать. Это не шура. Так что же шура?

Шура – это принятие к рассмотрению искреннего совета. Вы не обязаны принимать решение до того, как вы придете на встречу. В противном случае это не шура. Если вы уже приняли решение, то любое предложение, противоречащее ему будет отвергнуто вами.  Вы здесь лишь для того, чтобы защитить свое решение. Это не шура. Шура означает, что вы предлагаете свои идеи, и у вас еще нет принятого решения. Вы собираетесь обменяться мыслями, и вы открыты к любым идеям, которые лучше тех, чтобы были у вас, или может быть решение будет состоять из комбинации этих идей.

Вы должны идти на шура с настроем на шуру, и тогда шура будет шурой. Тогда она будет иметь ценность. Если вы высказываете свое мнение, и оно серьезно, и я не говорю сейчас о цвете ковра, а говорю о вопросах типа «кто ответственен за садага» или «кто будет следующим директором школы» или что-то значимое, а вы считаете, у комитета серьезные проблемы, то что вы должны делать? Вы не будете обсуждать это с другими волонтерами. Вы будете обсуждать это с тем, кто выше вас. Вы будете обсуждать это с амиром, но не с другими людьми, потому что в противном случае это будет не шура, а наджва (тайные беседы), и мы поговорим об этом дальше. Если амир не принимает вас всерьез, то вы обращаетесь к тому, кто выше него. Если ничего не происходит, то вы встаете перед всеми и говорите: «Я хотел обсудить этот вопрос несколько раз и это последний раз, когда я поднимаю его. Я больше не буду возвращаться к нему. Вот мои претензии …. И на них не было отвечено». Если вы считаете, что это вопрос жизни и смерти, то это ваш последний ход: вы говорите об этом публично. «Это моя озабоченность. И я не могу продолжать работать в этой организации».
Во-первых, вы должны поднять этот вопрос на всеобщее обсуждение. Не надо писать письма об этом, не надо метаться вперед-назад. Ни каких обсуждений после собраний. На собрании все завершается. И если, в конце концов, вы решили покинуть организацию, то сделайте дуа за эту организацию: «О, Аллах! Благослови их усилия. Пусть Аллах объединит нас, пусть Аллах простит меня и мои недостатки». Оставьте их на хорошей волне. Не уходите от них как уходят с драки. Не уходите злым. Это ведь ваши братья.

Вы ведь хотите увидеть их в Раю. Вы все здесь по одной и той же причине. Никто не получит чек. Каждый является волонтером. Если на встрече был гнев, то он от шайтана. Он ваш враг, а не вы друг другу. Помните, что труженики Ислама не являются врагами друг другу. Шайтан ваш общий враг. Поймите это и не будьте обмануты им.

В аяте говорится: «И скажи моим рабам, чтобы говорили лучшее». Прежде чем вы откроете рот, вы должны много раз спросить себя: «Я собираюсь сказать то, что такой-то сказал неправильно, и я скажу это так: «Этот парень неправ», или «Он несет чушь», или я могу сказать: «Я не согласен с этим». Да, лучше выбрать последний вариант». Подумайте хорошо, что вы собираетесь сказать. Если вы не сделаете этого, то шайтан обязательно посеет рознь между вами. Нет сомнений в этом. Поэтому подумайте не только о том, что вы собираетесь сказать, но и как. Это и есть здоровая Шура.
Проявляйте уважение, будьте смелы, но не показывайте уважение только ради того, чтобы управлять людьми. Не надо говорить неуместных и лживых восхвалений. Например: «ДжазакаАллаху хайран, ты делаешь так много для нашего сообщества, но у меня есть предложение». Не делайте этого, это не естественно. Не следует усыплять человека, а затем говорить ему о том, какой он плохой. Если это не от всего сердца, то не говорите. Лучше промолчите.

Итак, это были основы в принятии и высказывании мнений в организации.

Следующий урок о наджва.

Комментариев нет:

Отправить комментарий