Kогда мусульмане работают вместе - 6
Нуман Али Хан
Лидерство
Абу Зар аль-Гифари был очень духовной личностью, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сравнил его с пророком Иса, но не даровал ему пост лидера. Он даровал его Сааду ибн Абу Ваккасу, 18-летнему подростку, который был прирожденным лидером. Потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) видел на что годны люди.
Он сказал: «Назначь меня управлять хранилищами земли, ибо я – знающий хранитель» (12:55)
«Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его Лику. Не отвращай от них своего взора, желая украшений этого мира, и не повинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежными к Нашему поминанию, кто потакает своим желаниям и чьи дела окажутся тщетными» (18:28).
«Мы даровали тебе семь часто повторяемых сур или аятов и великий Коран. Не заглядывайся на блага, которыми Мы наделили некоторых из них, и не печалься о них. Опусти свои крылья перед верующими (будь добр и милосерден к ним)» (16:87-88).
«Опусти свое крыло перед верующими, которые следует за тобой (будь добр и милосерден к ним).
Если же они ослушаются тебя, то скажи: «Я не причастен к тому, что вы совершаете». Уповай на Могущественного, Милосердного, Который видит тебя, когда ты выстаиваешь намазы по ночам
и двигаешься среди падающих ниц. Воистину, Он – Слышащий, Знающий» (26:215-220).
«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Извини же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих» (3:159).
Доверенный и подходящий для выполнения работы.
Первый приведенный аят относится к суре Юсуф.
Пророк Юсуф вышел из тюрьмы благодаря объяснению снов, и когда он предстал перед правителем, то не только реабилитировался, но и предоставил свое СиВи. Юсуф просил о работе. Ему не предлагалась эта работа, он просил ее. Он сказал: «Назначь меня управлять хранилищами земли. Я хотел бы управлять финансами Египта, «ибо я – знающий хранитель» (‘Innee Hafeezun Ameen’). Во-первых, я выполню эту ответственность. Я подойду к этому делу со всей серьезностью, я не буду спать на работе. Я не буду созывать скучные собрания. Я буду искренен к своей работе, и я знаю, что я делаю. Те, кто окружает тебя – это куча шутов, они создают беспорядок и приведут тебя к финансовому кризису, люди будут умирать. Поэтому мне следует позаботиться об этом и я смогу справится.
Уверенность.
Лидерство – это уверенность. Чуть меньше уверенности – и ты не лидер, а чуть больше уверенности – и ты впал в высокомерие. Но, прежде чем занять пост лидера, вы должны понимать, что вы и я в своей основе – рабы Аллаха, что является самой низшей должностью, которую можно занять. Но, когда вы осознаете, что Аллах даровал вам определенные таланты, то как раб вы обязаны использовать эти таланты наилучшим образом. И если для этого необходимо занять пост лидера, то пусть так и будет. Если никто не поднимется и не возьмется за работу, то вы сделайте это.
И это не высокомерие или жадность, а проявление искренности по отношению к тому, что даровал тебе Аллах. Высокомерие - это когда ты держишься за свой пост или звание, и не позволяешь лишиться его. Юсуфом двигало желание спасти жизни, а не по причине того, что ему нравится занимать пост министра финансов. Он там не за званием. Он желает спасти жизни людей. Это истинное лидерство. Не занимать пост ради своего эго. Если вы действительно убеждены в том, что сможете предложить что-то в качестве лидера, то действуйте.
Аллах создал некоторых из вас с врожденным качеством лидерства. Вы – лидер. Люди идут в ресторан, который предлагаете вы. Они не идут в другой. Вы – лидер. Вы обладаете харизмой, люди смотрят на вас, слушают вас, делают то, что вы говорите. Вы – лидер. Вы обладаете влиянием на мнение других людей. Вы – лидер. Аллах даровал качества лидера одним из вас, а другим не дал этих качеств. Некоторые из вас хорошие последователи, как хорошие машины. И вам следует признать и принять это как подарок от Аллаха, потому что работа не строится только на лидерах. Слишком много начальников и малое количество исполнителей испортит все. Мир нуждается также и в хороших последователях. Некоторые из вас не являются ни лидерами, ни последователями. И вы должны совершать больше истигфара и искать себя, потому что вы должны делать что-то, подходить к чему-либо.
Качества, которыми пророк Юсуф описал себя, чтобы обосновать свои требования на лидерство – хафиз и амин. Он будет охранять и заботиться о своей работе, и он знает, что он делает. И тут необходима искренность. Если вы раб Аллаха, то об искренности даже не стоит говорить, потому что она подразумевается. Это основа всех дел, и на вершине всего находятся два фактора: серьезное отношение к работе и знание работы. Итак, религиозный пыл, праведность, исламское знание, религиозность и правильность, знание Корана наизусть не указывает на то, что вы лидер. Вы можете быть очень аскетичным, совершая дуа на протяжении часов, но это не означает, что вы лидер, потому что лидерство требует искренности по отношению к работе и знания этой работы.
Абу Зар Гифари был очень духовной личностью, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сравнил его с пророком Иса, но не даровал ему пост лидера. Он даровал его Сааду ибн Абу Ваккасу, 18-летнему подростку, который был прирожденным лидером. Потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) видел на что годны люди.
Признание лидеров
И это еще одно качество истинного лидера. Способность определить и вытянуть лидера из стада. Увидеть потенциального человека и сказать: «Послушай, давай сделай эту работу». Умение определить талант – качество лидера. Это часть управления. Люди получают звания и ученые степени в области управления персоналом, но у нас есть больше этого в сунне Посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Например, он сказал: «Абу Бакр, руководи молитвой», - и он сам встал за ним. Это взращивание лидера.
Теперь перейдем к трудной части. В исламской работе есть два вида поддержки: с одной стороны, вы можете быть волонтерами в организации, с другой стороны – оказывать финансовую, социальную, рекламную поддержку, которая зачастую исходит от спонсоров. У Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) были добровольцы сподвижники, и он надеялся, что кто-то из глав Курайшитов станет мусульманином и окажет поддержку Исламу. Если даже один из мекканской знати станет мусульманином, то это будет большой поддержкой. Ведь какую помощь оказал один Умар, став мусульманином!? Это было великое дело. Даже когда Абу Зар Гифари стал мусульманином, это привело к большому успеху.
Волонтеры – самое ценное что есть.
Теперь обсудим аят из суры Кахф.
«Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его Лику. Не отвращай от них своего взора, желая украшений этого мира, и не повинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежными к Нашему поминанию, кто потакает своим желаниям и чьи дела окажутся тщетными» (18:28).
Так как сахабы бедны, Аллах наставляет Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Не позволяй себе отворачиваться от них. Не слишком увлекайся знатью. Другими словами, не перегружай себя мыслями: «Знать должна стать мусульманами».
Почему же Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и другие лидеры больше всего интересуются знатью? Потому что у них есть связи и влияние.
Аллах начал эту суру с упоминания о том, что эти сахабы связаны с Ним, и этого должно быть достаточно для Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). День и ночь они связанны с Аллахом, они желают увидеть Его лик. И это люди Аллаха. «Не отворачивайся от них». Это самое ценное, что у тебя есть. Другими словами, не поддавайся впечатлению от имущества и статуса людей, которые дадут ускорение твоей организации, потому что искренние волонтеры и искренние работники являются самым дорогим твоим активом. Не пренебрегай им. Истинный лидер тот, кто оценивает по достоинству простых и скромных работников, которые не обладают известностью или богатством, но которые готовы приложить все свои силы. Вы должны ценить их.
«Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его Лику. Не отвращай от них своего взора, желая украшений этого мира, и не повинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежными к Нашему поминанию, кто потакает своим желаниям и чьи дела окажутся тщетными» (18:28).
Здесь мы узнаем о Пророке (да благословит его Аллах и приветствует) как о лидере. Позиция руководителя очень чувствительна. Вы можете даже не понимать этого. Люди всегда смотрят на вас, и у людей имеется эмоциональная привязанность к вам. И если лидер уделяет излишнее внимание богатым, то простые сподвижники могут почувствовать свою неважность и могут подумать: «Мы остались в стороне, а эти богачи, похоже, действительно важные люди». И если возникла эта мысль: «Мы менее важны, чем они», то работа в миссии завершена. Если они начнут думать, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) восхищается и ценит больше богатых и сильных из числа Курайшитов по сравнению с ними, то миссия провалена. И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не делал этого. Он не отдавал такого предпочтения. Но Аллах предостерег его от этого, и Он однозначно предупреждает Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «…желая украшений этой жизни».
Чего же желает Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)? Разве он желает мирской жизни? Нет. Он желает править? Нет. Он желает, чтобы Ислам победил. Но Аллах предостерег Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) самым строгим образом, потому что предъявляемые к нему требования поистине высоки.
То же самое происходит и в суре "Абаса". Когда слепой сахаба подошел, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отвернулся, то видел ли этот сахаба то, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отвернулся? Нет. Если я отвернусь от вас, то вы заметите это. Но откуда об этом узнает слепой? Разве это заденет его? Нет. Но стандарты, предъявляемые к лидерам, настолько высоки, что даже малейшая возможность того, что сахабы почувствуют себя неважными, сразу же пресекалась Аллахом.
Чему же мы учимся? Сунна Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) как лидера и сунна Аллаха по совершенствованию Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) заключалась в том, чтобы уделять наибольшее внимание волонтерам. К тем, кто является наиболее важным, тем, у кого нет официального статуса, финансового состояния и власти. Все, что они могут предложить вам – это искренность и их дуа Аллаху. Это ваши самые ценные активы.
И позвольте мне сообщить вам о тех, на кого вы стараетесь оказать впечатление:
«…чьи сердца Мы сделали небрежными к Нашему поминанию, кто потакает своим желаниям и чьи дела окажутся тщетными» (18:28).
Не бегите за супер звездами
Элита не несет в себе ценности. Они ничего не стоят. Не беспокойся о них. Затем обратитесь к суре Хиджр:
«Мы даровали тебе семь часто повторяемых сур или аятов и великий Коран. Не заглядывайся на блага, которыми Мы наделили некоторых из них, и не печалься о них. Опусти свои крылья перед верующими (будь добр и милосерден к ним)» (16:87-88).
В аяте сказано: «Wahfiz Junahaka», и это выражение употребляется в отношении птицы, которая накрывает крыло над своим потомством. Так говорят о родителях, имея в виду проявление смиренности к родителям. Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) было приказано проявлять смиренность по отношению к сподвижникам, которые следуют за ним. Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) приказывается проявление смиренности к сподвижникам. Послушайте. Не сподвижникам приказывается быть смиренными к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), а Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) приказывается быть смиренным. Это приказ Аллаха Своему посланнику. Не ищи в других местах, у тебя лучшее из лучших.
СубханАллах. Посмотрите же на наше руководство. Такой-то амир кричит на всех. Люди боятся его. Он устрашает. Он не проявляет смиренности. Он неподступен. Но сунна Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) противостоит подобному. И Аллах указал на это не раз, а два раза. Приказ «опусти свои крылья» проходит и в суре Шура:
«Опусти свое крыло перед верующими, которые следует за тобой (будь добр и милосерден к ним). Если же они ослушаются тебя, то скажи: «Я не причастен к тому, что вы совершаете». (26:215-220).
Т.е. пока вы со мной, я буду самым смиренным среди вас, а если вы оставите мою миссию, то я скажу, что не имею ничего общего с вами. Я не буду авторитарной фигурой.
И затем идет украшение всего этого. Если вы поймете следующие аяты, то вы поймете, что значит быть лидером в Исламе. В этих аятах сказано все. Сура Али Имран, аят 159:
«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним».
Общение с теми, кто играет на ваших нервах
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) очень любил своего дядю Хамзу. И вы знаете, что произошло на Ухуде. Хамза был убит. По причине ошибки и поспешности некоторых сподвижников Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) потерял семьдесят мусульман, включая своего дядю. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был сбит с ног, его зуб выбит, и разошлись слухи о том, что он был убит. Мусульмане стали покидать поле битвы. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поднялся и был вынужден отступить:
«Вот вы бросились бежать, не оглядываясь друг на друга, тогда как Посланник призывал вас, находясь в последних (ближайших к противнику) рядах и Аллах воздал вам печалью за печаль».
Несколько лучников, которые оставили свои позиции, можно ли было злиться на них? И эти сподвижники должны были чувствовать вину до конца жизни. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) чуть было не был убит, семьдесят сподвижников стали шахидами. Битва, в которой вот-вот могли одержать победу, обернулась поражением. Это все очень сильно выводит из себя. И теперь они ждали. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) собирался обратиться к ним с речью. Можете ли вы представить их страх перед этим? И до встречи с сахабами Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) встретился с Аллахом.
И Аллах ниспослал: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним». Арабское слово «линта» происходит от слова, которое обозначает мягкий финик. Некоторые финики как камни, а есть финики, которые таят во рту. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) собирался высказать свое недовольство, а Аллах ниспослал: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним». К кому «к ним»?
К тем, на кого можно злиться за их поступок. Они совершили не маленькую оплошность. Их ошибка стоила жизней мусульман. Им был дан четкий приказ. Но они нарушили его и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) лишился любимого дяди. И у него было полное право гневаться на них. Аллах даже не говорит: «не злись», Он сказал: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним».
И затем Аллах продолжает:
«Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Извини же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих».
Поэтому, какие оправдания они не приводили бы, не капайся в их сердцах. Если ты груб и жесток или ворчлив, то от тебя уйдут. Это подобно тому, как ты, уронив стеклянный стакан, видишь, как осколки разлетаются в разные стороны. И такое слово использовано для описания убегания в разные стороны сахабов. И если стекло разбито, то его не собрать и не восстановить. Нет. Так же и сподвижники – разбегутся, и их не вернуть.
Давайте подумаем об этом. Мы говорим о людях, которые отдали свои жизни ради Ислама. Они верят в Коран, они знают, что это чудо на арабском языке. Они полны веры в то, что Коран истина. И Аллах говорит, что если руководитель будет жестким, то они разбегутся, даже если все это истина. А ведь это лучшее поколение, и оно может разбежаться. «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним» - вот, что значит руководство.
Вот, что ожидается от руководителя, и если ты не можешь быть добрым, не можешь проявлять милость, особенно во времена, когда ты мог бы разозлиться, то ты не соответствуешь стандартам.
Мы можем услышать, как сегодняшние лидеры говорят: «Я обычно добрый, но они реально меня расстраивают», - они расстраивают тебя больше, чем лучники на Ухуде?
Что же сделали такого плохого твои волонтеры? Они покинули свой пост на вершине горы? Почему же ты настолько зол? Ведь Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обладал правом разгневаться, его чуть было не убили, исламская работа чуть было не завершилась, миссия чуть было не провалилась. А ты почему зол? Их ошибка настолько серьезна? Аллах сказал:
«Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя» - сахабы убежали бы от тебя.
И что же делать перед встречей с ними? Аллах направляет его, приказывая простить их. Любя, простить их. Вы идете к ним и говорите – все нормально. Не печальтесь из-за этого. Я не имею ничего против вас. Даже до того, как они принесут свои извинения. Не был ниспослан аят о лицемерах, когда им приказывалось просить прощения, и Аллах не ниспосылал аят, приказывая сподвижников совершать истигфар, но Он ниспослал аят Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) с приказом простить их. И это не все. Когда ты простил их, то соверши за них дуа, находясь наедине, чтобы Аллах простил их также. Не только сам прости, но и совершай дуа за них, что будет доказательством тому, что ты простил их, потому что очень тяжело совершать дуа за того, на кого ты зол. Да, это тяжело. Но ты лидер, ты должен совершать дуа за людей. Те, кто злит тебя, ты просишь за них прощение. Это следует делать в тайне, а не публично. Сахабы не стояли, переживая перед Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не говорил им: «Пусть Аллах простит вас». Он совершал искреннее дуа за них.
Следующая часть аята: «Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих».
Уповай, но…
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) – лучший из принимающих решение на этой земле. Аллах приказывает Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), что даже несмотря на это, ему следует совещаться. В конце концов, он может остаться на собственном решении. Но даже в этом случае, не следует полностью полагаться на собственное решение. Надо уповать на Аллаха. Потому что, какое бы решение мы не приняли, мы не знаем хорошее оно или плохое.
Даже Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не знал, хорошее это решение или нет. «Аллах любит уповающих на Него». Каждый раз, когда собирается шура, то что еще должно быть? Упование на Аллаха. Каждый раз. Существует сильная связь между советом и упованием на Аллаха. Аллах приказывает нам давать совет, основываясь на свои знания, опыт и искренность, но не полагайтесь полностью на свое мнение. Успех приходит не по причине мнения, и поражение будет не потому, что твое мнение не было принято. Успех и поражение от Аллаха. Мы уповаем на Аллаха. Это важный урок.
Таково лидерство нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Чувствительный, заботящийся о чувствах сподвижников. Сподвижники не пришли и ничего не сказали, Аллах позаботился об их чувствах. И подобные качества мы должны развить в себе.
Это не относится только к случаям, когда ты являешься командующим армией и имеешь дело с солдатами. В каждой семье, каждый глава семейства – лидер. Это относится к случаям, когда ты являешься отцом, мужем, старшим братом, у тебя есть потомство или когда ты являешься дедушкой, свекром, имамом в мечети или учителем в воскресной школе или на уроках арабского.
И если вы учитель, которого бесят его ученики и от которых закипает разум, и если вы верите в эти аяты, вы должны делать дуа за них, а не дуа против них. Делать дуа за того, кто бесит вас, сделайте дуа за него. Учителя в исламских школах прислушайтесь. Делайте дуа за того ребенка, который смеется над вами, нарушает дисциплину. Но не перед всеми: «Пусть Аллах поможет тебе, чтобы ты не был шайтаном». Сделайте дуа за него, будучи в одиночестве.
Надеюсь, вы понимаете, почему этот аят является золотым аятом для лидеров мусульман. Он освещает вопрос лидерства в кризисной ситуации, в момент, когда испытывается лидерство. После того, как ваши последователи не пошли за вами, все пошло неправильно, что же вы должны делать как лидер? Вам следует обратиться к наставлению Аллаха. Мы должны быть людьми убежденности, компетентности, людьми, уповающими на Аллаха, и людьми большой милости и сострадания к тем, кем мы руководим.
Я прошу Аллаха наставить нас и дать нам возможность применить эти принципы и примеры мудрости в нашей организации, компаниях, домах, что позволит нам проложить дорогу к построению сильного будущего. В настоящее время так много споров и проблем в наших мечетях и организациях. И это печалит. И когда вы разбираете споры, вы понимаете, что обе стороны выступают с аргументами, и у них хорошие намерения, но приходит шайтан и сеет раздор между ними. Вот почему мы должны постоянно проверять наше направление и устремление, чтобы обновить наши намерения и укрепить связи.
Если в вашей организации произошел конфликт, то идите к тем, с кем вы поссорились, обнимите их, извинитесь и начните сначала. Мы не можем позволить жить ссорами и конфликтами.
Не стоит конфликт этого, потому что мы хотим быть рядом друг с другом в Судный День. Я хочу, чтобы вы и ваши семьи были в Раю, и ссора не стоит этого. Это всего лишь мирское, не стоит того. Не цепляйтесь за конфликты, не цепляйтесь за ссоры, возвращайтесь в организацию, из которой ушли. И пусть Аллах создаст единство среди нас, объединит нас с нашими братьями и сестрами.
Пусть Аллах благословит все наши организации и волонтеров, и объединит нас в Судный День в Его тени.
Комментариев нет:
Отправить комментарий