четверг, 21 мая 2015 г.

Kогда мусульмане работают вместе - 5
Нуман Али Хан

Наджва 


Ангелы будут делать дуа за вас, потому что вы боритесь против сил шайтана, избегая необязательного общения, которое может привести к большим проблемам в коллективе. И Аллах полностью осведомлен о вас. 


Эта лекция основана на аятах суры Муджадиля (7 - 11)

Разве ты не знаешь, что Аллаху ведомо то, что на небесах, и то, что на земле? Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым; или между пятью, чтобы Он не был шестым. Больше их или меньше – Он всегда с ними, где бы они ни были. А потом, в День воскресения, Он поведает им о том, что они совершили. Воистину, Аллах знает обо всякой вещи.

Разве ты не видел тех, кому были запрещены тайные беседы. Они возвращаются к тому, что было им запрещено, и тайно переговариваются о грехах, вражде и неповиновении Посланнику. Когда они приходят к тебе, то приветствуют тебя не так, как приветствует тебя Аллах, говоря в душе: «Почему бы Аллаху не наказать нас за то, что мы говорим?» Довольно с них Геенны! Туда они попадут, и как же скверно это место прибытия!

О те, которые уверовали! Когда вы тайно переговариваетесь, то не говорите о грехах, вражде и неповиновении Посланнику, а говорите о благочестии и богобоязненности и бойтесь Аллаха, к Которому вы будете собраны.

Тайная беседа – от сатаны, стремящегося опечалить тех, которые уверовали. Но это нисколько не повредит им, если на то не будет соизволения Аллаха. Пусть же верующие уповают только на Аллаха.

О те, которые уверовали! Когда вас просят на собраниях сесть пошире, то садитесь пошире, и Аллах одарит вас местом просторным. Когда же вам велят подняться, то поднимайтесь. Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание. Аллах ведает о том, что вы совершаете.

Этот урок о том, что разрушает исламскую работу и что такое наджва.
Термин "наджва" упоминается несколько раз в суре Муджадиля. До того как начать обсуждение, давайте поговорим о сущности наджва.
Наджва – это тайная беседа с плохими намерениями. Как же развивается наджва?

Подгруппы
Во многих организациях существует тенденция к появлению подгрупп. Предположим, имеется шесть человек в комитете и трое из них близкие друзья. Шестеро встречаются каждую неделю, но трое еще и обедают после этого, так как они близкие друзья. Во время обеда они обсуждают те же вопросы, что были и во время встречи, делятся мнениями. Таким образом, в группе создается подгруппа, потому что они больше обсуждают и их мнение становится единым, поэтому на следующей встрече у них общая позиция и они отстаивают ее.  И они противостоят всему, что идет против их мнения.

Они превращаются в лобби. И это нарушает единство, искренность собрания и принятие решения, устраняется принцип шуры, потому что на шуре все имеют одинаковую возможность выдвинуть предложение, и каждый делится своим мнением. Они не должны встречаться после и формировать блоки. Формирование блоков на стороне называется наджва. Лингвистическое значение наджва – это уход от основного тела и создание независимого единства. Итак, частные встречи с плохим намерением и есть наджва.

Греховные союзы. 
Сура аль-Фатх говорит о том, что наджва катастрофична. Это то, что уничтожает исламскую работу. Это уничтожает исламскую школу, мечеть и любую организацию. Причиной этому является то, что несколько человек нарушают доверенное им, обсуждая в своем кругу то, что они не должны обсуждать, ведь подобные встречи и то, что обсуждается на них является формой доверия. Наджва нарушает это доверие. Например, есть мечеть, и они обсуждают, следует ли им построить спортзал. Они организовывают собрание. Каждый высказывает свое мнение, и дискуссии продолжаются. Но когда встреча завершается, то четверо собираются отдельно у кого-то дома и начинают обсуждать то, что было на собрании. «Почему они столько тратят на спортзал? Что насчет страховки? Что насчет этого? Что насчет того?» Они не говорили всего этого на собрании. Хотя там надо было говорить об этом. То из мнений или недовольства, что есть у вас, должно быть высказано на собрании, это и есть шура. Если вы не открываете рот там, то вам не следует открывать рот и в другом месте. На следующем собрании вы все приходите злые, так как если один человек недоволен и говорит с другим, то гнев не удваивается, а учетверяется. Экспоненциально ухудшается.

Другой пример. Предположим, что два человека говорят о хутбе, и один говорит: «Ты знаешь, хатиб сказал что-то, что я не понял или с чем я не согласен». Изначально это было небольшим вопросом, но если четверо начали обсуждать ее, то в конце хатиб становится кяфиром. Это было маленькой проблемой, но когда четверо или пятеро обсуждают маленькую проблему, то она становится большой проблемой. Это становится дилеммой, и это является последствием наджва. Маленькая проблема может быть легко решена, но она превращается в большую. Шура не должна обсуждаться. На шуре должно вестись обсуждение. Это место и время, чтобы высказать свое мнение.

Во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) было несколько случаев, когда люди собирались таким образом. Большинство были мусульманами, были там и слабые мусульмане, и лицемеры. Последние не раскрывали рта, когда говорил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Когда все завершалось, то они собирались с другими людьми и начинали вести свои греховные речи. «Что он сейчас сказал? О чем он говорил?» Сразу после встречи они начинали подвергать сомнению слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), сказанные на встрече. Сразу после собрания. Это наджва. Это то, что разрушает исламскую работу. Это то, чем не следует пренебрегать. Если вы из тех, кто начинает подобное, то прекратите. Если вы просто слушаете, то прекратите слушать. Не участвуйте, не будьте частью этого.

Давайте обсудим эти аяты:
«Разве ты не знаешь, что Аллаху ведомо то, что на небесах, и то, что на земле? Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым; или между пятью, чтобы Он не был шестым. Больше их или меньше – Он всегда с ними, где бы они ни были. А потом, в День воскресения, Он поведает им о том, что они совершили. Воистину, Аллах знает обо всякой вещи.
 Разве ты не видел тех, кому были запрещены тайные беседы. Они возвращаются к тому, что было им запрещено, и тайно переговариваются о грехах, вражде и неповиновении Посланнику. Когда они приходят к тебе, то приветствуют тебя не так, как приветствует тебя Аллах, говоря в душе: «Почему бы Аллаху не наказать нас за то, что мы говорим?» Довольно с них Геенны! Туда они попадут, и как же скверно это место прибытия!» (58:7-8).

Хорошая наджва? 

За несколько лет до вышеприведенных аятов был ниспослан аят 114 суры Ниса: «нет блага в большинстве наджва, которую они совершают».

В большинстве случаев, когда они тайно встречаются, не несут в себе благо, кроме случаев, когда намерение было в том, чтобы продвинуть полезную работу, дать милостыню, примирить между двумя людьми или ради иного блага. Помните, что это исключение, а не общее правило. Если вы совершаете наджва, то не считайте, что это хорошая наджва. Возможно, что и нет, но тут дается исключение - хорошая наджва.

Комитет мечети решает: «Мы должны построить спортзал в этой мечети. Нам следует создать фонд на следующий месяц». Все согласны с этим. Затем, трое из вас собираются покушать мороженое, и вы решаете: «До того как фонд будет создан, давайте положим каждый по 5 000 , только мы трое, ради Аллаха. Давайте опередим остальных». Или после собрания вы замечаете разозленного человека, и вы собираетесь вместе, чтобы вместе поговорить с этим братом: «Брат, мы любим тебя. Это наше общее дело». Он говорит: «Но они даже не прислушались к моему мнению! Я постоянно говорю им, но они не слушают. Для чего мне вообще быть в этой шуре? Зачем я им, если они меня не слушают?»

«Брат, мы любим тебя. Мы ценим твое мнение и более того, Аллах ценит твое мнение, и Аллах знает о твоей искренности. Мы хотим, чтобы ты приходил. Мы не хотим, чтобы ты злился. Гнев от шайтана». Он отвечает: «Да, я думаю, что вы правы».

И это пример хорошей наджвы. Решение было принято. Вы не оспаривали это решение. Вы продвигаете это решение дальше, и вы дали ему больше ускорения. Хорошая наджва та, которая тушит огонь, а не разжигает его. Вам следует избегать наджвы, и, если вы сделаете это, то это ближе к благу, так как есть вероятность, что она превратится в нечто плохое, поэтому ее следует избегать. Не приближайтесь к этому. Множество аятов Корана посвящено этому явлению, поэтому это не может быть небольшой проблемой. И Аллах не упоминал об это лишь раз, а повторял неоднократно.

Формирование блоков. 
Следующая часть аята говорит: «Они возвращаются к тому, что было им запрещено, и тайно переговариваются о грехах, вражде». Когда вы совершаете наджва, то позиция вашего блока становится узкой, и вы создаете единогласную позицию по отношению к другим членам шуры. Это то, что происходит во время выборов в мечети. Наджва, наджва, наджва. И это так печально.
И затем мы размышляем о том, почему нет бараката в наших мечетях. Вы входите в мечети, и вы чувствуете, что это не настоящая мечеть. И когда вы входите в благословенную мечеть, то вы также чувствуете это. Когда вы входите в мечеть, которая лишена бараката, то вы ничего не ощущаете; это просто здание. Благо было изъято оттуда. И наджва – то, что забирает благо из мечети. Благо выдергивается из мечети, и, к сожалению, это получило распространение среди многих исламских организаций, которые роют друг под друга.
Грязная политика и мрачные выборы. Почему они проводят тайные встречи и просят людей голосовать за них? Что они делают? Мы на этой работе ради Аллаха. И все. Не должно быть иной цели. Если нам не дана возможность служить в одной организации, то это не значит, что мы не можем приложить усилия в другой организации или проекте. Не позволяйте себе гнаться за титулами типа «президент мечети», «глава совета директоров» и т.д. Когда мы стремимся за титулами, тогда мы начинаем гордиться и считать, что все хорошее может исходить только от нас. А если это не от нас, то это не может быть хорошим.
Что нам дадут титулы и посты? Есть намного лучший титул – Раб Аллаха. Он свободен, и мы можем взять его. Мы не должны быть этим или тем, мы не должны соперничать ради него. Каждый может получить его. Я езжу по стране и посещаю мечети, и в каждой мечети я встречаю 2-3 людей, которые говорят: «Я основал эту мечеть сам, хвала Аллаху. Вся хвала Аллаху, но тогда не было никого рядом, когда я основывал мечеть». Да, кроме других двух, которые также считают, что основывали эту мечеть исключительно сами.

Сомнения в руководителе. 
В этих аятах мы должны понять, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был не только Посланником, но и главой организации, и некоторые последователи старались подорвать его позицию как главы. В этих аятах нам сообщается, что когда эти люди собирались вместе, то они начинали деморализовывать его, и когда они собирались на эти собрания, то насмехались над ним, чтобы выставить его в дурном свете. «Они приходят к тебе и приветствуют тебя не так, как приветствует тебя Аллах». Аллах приветствует Посланника саламом. А они говорили: «Ас-сам алейкум», что означает «смерть тебе». Другое мнение состоит в том, что они говорили Салам, но не имели в виду Салам. Это как приветствие с уничтожающим взглядом. Это не салам, это не мир. Неискреннее приветствие. И затем, они ругают Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и видят, что никакого наказания за это нет, ни какая молния их не бьет. Они говорят: «Почему бы Аллаху не наказать нас за то, что мы говорим? Если он действительно Посланник, то мы должны были быть уничтожены в тот момент, когда мы ругали его. Что это за посланник?»

Они начали с наджва и завершили тем, что потеряли иман. На этой встрече они произносили слова неверия. «Довольно с них Геенны! Туда они попадут, и как же скверно это место прибытия!»
«О те, которые уверовали! Когда вы тайно переговариваетесь, то не говорите о грехах, вражде и неповиновении Посланнику, а говорите о благочестии и богобоязненности и бойтесь Аллаха, к Которому вы будете собраны. Тайная беседа – от сатаны».

Тайная беседа, тайная встреча, эти собрания на стоянке, то это от сатаны. Он там, чтобы внести печаль. Вы видите, как 12 человек провели собрание и все согласились. Все сделали дуа после этого. Собрание завершено. Расходясь, вы видите, как трое проблемных братьев стоят на парковке в углу, говорят и указывают пальцем на вас. Вы думаете: «Я чувствуют здесь проблемы».

И они могут довести до беды. Но не следует бояться их. Они нанесут вред только с позволения Аллаха. Так же как во время шуры мы полагаемся на Аллаха, во время совершения наджвы мы полагаемся на Аллаха. И теперь моя любимая часть относительно решения проблемы.

Проблемные братья.
Когда люди выступают как блок, то сразу что приходит на ум? Это проблемные люди. Они приходят на собрание раньше или позже? Они приходят позже. У них ведь была своя встреча, и они приходят позже и садятся сзади. Сидя сзади они сидят вместе. И когда амир говорит, то они перешептываются друг с другом, так что никто не может услышать их. Амир говорит что-то, а вы слышите, как они перешептываются и мешают всему собранию. Они приходят поздно, они сидят сзади и создают беспорядок. У них нет ценных предложений или комментариев. Но они жалуются и хихикают, давая унизительные и отстраненные комментария. Аллах ниспослал решение для собраний Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Лицемеры сидели сзади, создавая проблемы и беспорядок во время собраний. Кстати, а может ли подобное происходить и сегодня? Да, конечно.

Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Когда вас просят на собраниях сесть пошире, то садитесь пошире». Когда собрание уже начинается, то вы не рассаживайтесь близко друг к другу. Вы садитесь в шахматном порядке. И когда проблемные люди заходили, то они не могли сесть вместе, и им приходилось сесть между Умаром и Хамзой. Маленький, хилый лицемер теперь не мог сказать «Ох, ох», потому что Умар схватил бы его за шею. И он не мог больше создавать проблемы, так как проблемные люди распределялись по разным местам. «Аллах одарит вас местом просторным» т.е. Аллах распределит вас.
"И когда вам говорят «Расходитесь», то расходитесь". Не собирайтесь на парковке. Не надо отправляться перекусить или выпить чашку чая в кафе и обсуждать собрание. Не делайте этого. Расходитесь, как завершится собрание. Не общайтесь сразу после встречи, потому что это амана или доверие. Сатана придет к вам и заставит вас обсудить собрание и превратить это в наджва. Поэтому расходитесь.

Это было наставление Корана относительно собраний. Вы знаете, наверное, о мечетях в нашей стране, против которых ведутся судебные заседания. А все начиналось с обсуждений на парковке. Если мы будем следовать за наставлением Аллаха, то мы спасем себя от многих бед. Мы забываем, что Аллах желает облегчить наш груз и дает нам совет, который спасет нас от трудностей. Аллах не отягчает нам. «Аллах возвышает степенью тех из вас, которые веруют, а также тех, которым даровано знание. Аллах ведает о том, что вы вершите».

Ангелы будут делать дуа за вас, потому что вы боритесь против сил шайтана, избегая необязательного общения, которое может привести к большим проблемам в коллективе. И Аллах полностью осведомлен о вас.

Эти аспекты коллективного наставления должны быть использованы членами шуры, особенно новичками, перед тем как они приступят к общей работе.

Да, у нас есть правила относительно времени, повестки. Но это административные правила. Нам нужна также и духовная ориентация для наших добровольных работников. И это может спасти нас от множества проблем.

И такие уроки следует повторять раз в несколько месяцев, потому что мы легко забываем, будучи людьми.

Следующий урок будет о лидерстве в мусульманской организации.


Комментариев нет:

Отправить комментарий