среда, 2 сентября 2015 г.

Нуман Али Хан

Передача:"Изумленный Кораном"

"Две формы милости"

Добро пожаловать на серию передач «Изумленный Кораном», в которых я делюсь с вами тем, что изумило меня в Коране.

И сегодня я поговорю с вами об очень сильном выражении Корана: (الرَّحْمـنِ الرَّحِيمِ ) «Ар-рахман, Ар-рахим», которое можно найти в сурах «Фатиха», «Бакара», «Хашр»… в Коране много раз встречается выражение «Ар-рахман, Ар-рахим». Оба этих слова говорят о милости Аллаха. Проблема в переводе этих слов. Они имеют общее происхождение, и выглядят как синонимы. И в переводе мы часто используем слова «Милостивейший, Милосерднейший» или «Самый Милостивый, самый добрый» и подобные виды перевода распространены. Проблема в том, что тяжело объяснить разницу между Милостивейшим и Милосерднейшим. Поэтому, давайте исследуем пользу от использования этих двух слов вместе. Потому что если я начну объяснять значение слова «Ар-Рахман», то это займет время, и что это происходит от слова «рахм» - «матка матери» - это отдельная тема. Но сегодня мы поговорим о различиях этих слов, и о том, что происходит, когда они объединяются.

Считайте, что слово «Ар-Рахман» имеет три качества: первое, оно имеет «ан» в конце структуры, что на арабском называется сигатуль мубалага, но это не так важно. Но оно приводит к следующим признакам первое: слово принимает усиленное значение. Например, если слово знающий использовать с «ан» на конце, то это будет означать невероятно знающий. Т.е. это максимализирует качество слова. Второе, это делает слово изменчивым, т.е. не что-то постоянное. Например, на арабском слово «атша» указывает на того, кто испытывает очень сильную жажду. Но это не то, что продолжается вечно. Или «джаван» - тот, кто очень голоден. Но голод не длится вечность. Или «гадбан» - тот, кто очень сильно зол. Но гнев не длится вечно, кроме некоторых случаев.

Итак «ан» используется для описания крайности и для описания временных явлений. И в конце, «ан» используется для описания действий, которые происходят в данный момент. Другими словами, вы не описываете того, кто будет злым, или будет испытывать жажду, или будет испытывать голод. Вы описываете того, кто именно сейчас злой, голодный, испытывает жажду. Это три применения «ан», я повторю их быстро: крайность, временность, непосредственность.

И если применить это все к слову «Ар-Рахман» - Аллах очень милостив. И это не обычная милость. В жизни человека бывают моменты, когда им следует проявлять милость и заботу, и бывают моменты подъема. И «Ар-Рахман» описывает этот скачек в милости, заботе Аллаха.

Второе, что пугает, это временность. Мы считаем, что связанное с Аллахом постоянно, и так должно быть всегда. Но как объяснил ибн Аббас, слово «Ар-Рахман» указывает на милость Аллаха в этом мире. И это имеет смысл, потому что этот мир временный. И «Ар-Рахман» относится к этому миру. И мы далее увидим, как это применяется. И не смотря на то, что «временный» звучит проблематично с точки зрения философии, мы примем пока это так.

И третье – это непосредственность.

Давайте теперь сравним это с двумя качествами «Ар-Рахим». Это следующее слово. Оно также означает любовь, милость, заботу. Но у него две особенности. У слова «Ар-Рахман» было три особенности, а у слова «Ар-Рахим» два. Одна из особенностей относится к тому, что постоянно присутствует. Это не то, что происходит именно сейчас или временно, это то, что существует постоянно. Например, если вы хотите назвать кого-либо терпеливым, и хотите описать это как качество; или если, например, хотите сказать, что машина красная, и это постоянное состояние машины, и не меняется; или то, что небо голубое – и это особенность неба; или то, что вода чистая – т.е. все, что имеет постоянное качество – то используется модель как в слове «Ар-Рахим». Это первое. Проще говоря, эта форма указывает на постоянство.

Второе, это то, что данное явление не обязательно имеет место, т.е. это не происходит, но это потенциально возможно. Например, если я скажу о своей жене, что она терпелива, и это ее качество. Но в данный момент ее здесь нет, и возможно в данный момент она не терпелива, может быть сейчас она прямая противоположность этому. Другими словами, у нее есть терпение, но это необязательно означает, что она проявляет его прямо сейчас. Также, вы можете сказать, что кто-то мудрый, но это не значит, что он мудрый, если он спит, например. У вас может быть эта особенность, но она не проявляется. Это отличается от конструкции «Ар-Рахман», которая означает, что это демонстрируется сейчас.

Итак, три качества «Ар-Рахман» и два качества «Ар-Рахим», которое не обязательно демонстрируется, но это качество есть. Подумайте, почему «Ар-Рахман» вначале? Люди любят непосредственность. Я могу привести пример того, кто работает всю неделю и получает чек за работу по пятницам. Но босс, который выплачивает чек не присутствует там. Он уехал. Сейчас 4:45 и в 5:00 я должен уходить, потому что у меня самолет, и мне нужны эти деньги, а я не вижу своего начальника, уже 4:45. И в этот момент кто-то приходит и говорит: «Расслабься. Босс будет здесь. Ему можно доверять». У него есть качество доверия. А этот человек говорит: «Да, я знаю, что он надежный. Но я хочу его надежность сейчас. Мне не интересна его надежность как особенность, я хочу, чтобы эта надежность проявилась прямо сейчас».

Люди, когда у них проблемы, то они не задумываются о качествах и особенностях того в ком они нуждаются. Им нужно проявление этого качества прямо сейчас. И мы не хотим в малом количестве, мы хотим в большом количестве. Такого природа людей. Если я очень голоден и иду домой, я звоню жене и спрашиваю: «Есть что покушать?» Она отвечает: «Да, хороший ланч». И когда я прихожу домой, то она спрашивает: «Что ты хочешь покушать завтра?» Я отвечаю: «Мне все равно? Я хочу покушать прямо сейчас. Я голоден и не могу думать о завтра» Люди такие, что когда они нуждаются в чем-то сейчас, то они не могут думать о будущем, они думают о том, что сейчас. Когда это не имеет значения? Когда я наемся полностью и потом спрошу: «Что ты там спрашивала насчет завтра?» Это то, что происходит и деньгами. Если вы должны оплатить счета, купить что-то прямо сейчас, сделать оплату, то вы не думаете о будущем. После того, как вы оплатите счета, купите еду, тогда вы задумываетесь о сбережениях и смотрите, осталось ли на следующую неделю, на следующий месяц. Вы начинаете задумываться о будущем.

Посмотрите на красоту этих слов: «Ар-Рахман» - это то, что происходит прямо сейчас, потому что людям надо это. Но как только выполнены непосредственные нужды, и выполняется в большей степени чем ожидалось и милость Аллаха приходит в невероятном количестве, и эта милость  выполняет ваши потребности, тогда вы начинаете задумываться о будущем, и тогда Аллах сообщает, что Он - «Ар-Рахим», то что является постоянным.

Итак, первое связано с настоящим, второе с будущим. Представьте, если бы это поменять местами, «Ар-Рахим» - «Ар-Рахман». Это значит, что сейчас Аллах обладает потенциальной милостью, и когда-то Он проявит свою милость. Но это не так. Аллах проявляет свою милость прямо сейчас, и вы можете верить, что в будущем будет милость будет постоянной.

И последнее чем я хотел бы поделиться с вами, на это указывал Замахшари и другие ученые, то, что слова, которые действуют прямо сейчас и чрезмерно, они действуют, как мы сказали. А прилагательные, как «ар-рахим», они на постоянном уровне и они не чрезмерны, и они не обязательно действуют прямо сейчас. И они сравнивали слово «Ар-Рахман» с волнами в океане, которые поднимаются и опускаются, и принимает экстремальные значения. А слово «Ар-Рахим» сравнивали со спокойным океаном. И он говорит, что я не могу представить, чтобы океан был и спокойным и бушевал в одно и тоже время. Я не могу этого. И он продолжает: «когда я думаю об этом, я не могу постичь милость Аллаха. Как Он может быть Ар-Рахман и Ар-Рахим в одно и тоже время. Это то, что делает эти два слова необычными»

Пусть Аллах позволить нам быть достойными его милости, в этой жизни и в следующей, и чтобы мы поняли гениальность сподвижника, который сказал: «Ар-Рахман в этом мире, Ар-Рахим для следующего», посмотрите как он сказал: «Ар-Рахман – временное, также как этот мир временный. Ар-Рахим – постоянно, потому что следующая жизнь постоянна». Они видели это сразу же. Они сразу же понимали Коран, без десятиминутного объяснения. Они просто схватывали это. Пусть Аллах поможет нам оценить и поразмыслить над красотой Корана.

Источник:
https://www.youtube.com/watch?v=Lqgai4ZXBqA

Комментариев нет:

Отправить комментарий