Нуман Али Хан
Хутба: "Сохранение Имана"
В сегодняшней хутбе я хочу поговорить с вами об одном аяте суры «Худжурат», 49-й суры Корана.
Аллах говорит об определенной группе людей – араб – это бедуины. И прежде чем мы перейдем к контексту аята, нам следует знать немного о тех людях, о которых Аллах говорит.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) начинает призыв в Мекке, которая относительно всего региона достаточно заселенный город. Затем он переселяется в Медину, которая также густонаселена. Это город, в котором люди живут близко друг к другу. Но большое число арабов в то время были бедуинами. Бедуины – это люди, которые не живут в городах, они путешествуют большую часть года по пустыне. Они не являются людьми, живущими в городе большую часть времени. И большинство арабов того времени вели подобную жизнь, они путешествовали с палатками и всем имуществом, с одного места на другое. Некоторые из них торговали, другие просто продавали молоко животных. Это не люди города. И некоторые из них принимали Ислам. Но эти бедуины, не имели постоянного общения с обычными людьми, и у них не было постоянного общения с мусульманами. Они были изолированы. И у них не было большого знания об Исламе даже после того, как они становились мусульманами.
И первое, что мы узнаем в этой суре, что по причине того что они мало общаются с другими людьми, у них было мало знаний об этикете. И так происходит, когда люди живут вне города и мало общаются с другими людьми, не знают как следует общаться с другими. Когда они приходили к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) спросить о чем-либо, и Аллах описал их в начале суры, как они приходят к комнатам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то они начинают выкрикивать его имя, стоя снаружи дома. И они не говорят «О, посланник Аллаха». Надо знать, что даже члены его семьи обращались к нему: «О, Посланник Аллаха», они не называли его по имени; его дядя не называл его по имени, его лучший друг не называл его по имени; все называли его по статусу: «Посланник Аллаха» из уважения пред ним. Но эти бедуины, приходя, говорили: «Мухаммад, выходи, надо поговорить». И это не нравилось Аллаху, но в начале Аллах снисходительно относился к ним: «… большинство из них не понимает». Почему не понимают? Потому что они не общаются в компании Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) или в компании сподвижников. Они не приучены и не обучены, так же как были обучены другие мусульмане. Поэтому, вы не можете ожидать от них проявлений этикета, подобно этикету Абу Бакра, Усмана и подобных им людей.
Но затем Аллах обучает их: “... если бы они проявили терпение, пока ты не вышел к ним, было бы лучше для них”. Им не стоило быть столь нетерпеливыми и кричать с улицы, обращаясь к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Даже во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) были различные категории мусульман, и это не обязательно было связано с уровнем имана или уровнем благочестия. Это было связано с тем, сколько времени они были вовлечены, одни не проводили столько же времени с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), как другие. Но, тем не менее, они мусульмане. И по причине того что они мало знали и мало общались в обществе, которое постоянно росло и строилось, постоянно узнававшее о своей религии, усиливавшее понимание и улучшавшее взаимоотношения, они были довольны тем малым, что было у них из знаний. И это опасно, когда у вас очень мало знаний, и вы довольны этим. И это отражено в аяте, о котором я хочу поговорить с вами.
«Сказали бедуины: “Мы уверовали!”»
Сподвижники, которые находились с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), понимали, что произнесение слов «мы уверовали» влекло за собой большую ответственность. Когда кто-то говорил: «Я уверовал», то это полностью меняло всю его жизнь: как он спит, как есть, как пьет, как говорит, что является самым важным в жизни, какова цель в жизни – “все что у меня было в жизни изменилось по причине одного: я уверовал”. Это не такая маленькая вещь.
Но для этих бедуинов, все было просто: «Понятно, один Бог, этот мужчина – посланник, мы верим в его слова, которые ниспосылаются ему и которые называются Кораном – все ясно, я принял». Это было просто для них. Это не было трудным, не требовалось от них менять что-то. Поэтому они легко говорили: «Мы уверовали».
Но Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует) приказывалось исправить их: «Скажи: вы не уверовали. Вы говорите, что приняли Ислам». И слова «я принял Ислам» - это всего лишь первый шаг. Иман – это высшая степень, а Ислам это первый шаг. Если обратить внимание, в Коране слова «аманна» - восхваляются, и когда люди приходили, говоря: «мы уверовали», то это было чем-то хорошим. Но в случае с этими людьми, они были слишком довольны собой, что они придерживаются Ислама, что их иман уже совершенен, и они знают все, что надо знать, что не надо больше понимать что-то, не следует копать глубже, не следует изменять внутри себя что-то. И это самодовольство – является проблемой.
И эти бедуины, которые не контактируют с обществом, и которые слишком довольны своим иманом, им было сказано, что это лишь первый шаг, и чтобы они говорили не «мы уверовали», а «мы подчинились». Когда Аллах говорит им это, то они задаются вопросом, почему вы говорите, что мы не уверовали, ведь мы верим в Аллаха, верим в посланника, верим в ахира, в чем проблема? Как вы можете говорить, что у нас нет имана, а есть только Ислам? Сам Аллах отвечает на эти вопросы: «Иман еще не зашел в ваши сердца». Из этого мы узнаем очень важную особенность: иман – это не то, что просто случается, вы не получаете его сами. И вы не можете просто предположить, что он есть у вас. И это не то, что вы можете сохранить сами, вы должны поддерживать его. В другом месте в Коране Аллах приводит притчу о камнях и о воде, которая лежит глубоко в камнях и эта вода является аналогом имана. Аллах объясняет нам, что бедуины не могут сохранить иман, лишь потому что они просто пришли в Ислам. Они согласились с некоторыми идеями, и это достаточно им.
Почему я делюсь этим с вами? Потому что по всему миру, в США, Европе, Австралии, особенно в тех местах, где мусульмане составляют небольшой процент от местного населения, там их возможности учиться и расти очень ограничены. Родители в этих общинах имеют очень мало знаний об Исламе. Это не их ошибка, они лишь мало знают об Исламе. И у них есть дети, которые ходят в школу, проводя по 8 -9 часов в день с кем? Родители на работе, дети приходят домой делают домашнюю работу или еще что-то. Они играют в видеоигры и смотрят телевизор. И когда день подходит к концу, то получается, что вы ничего не сделали относительно Ислама. В лучшем случае, вы скажете ребенку: «Эй, давай идем молиться. Давай совершать магриб» - «О, нет. Я должен молиться сейчас?» И дети в минимальной степени приобщены к Исламу. Большая часть их жизни не мусульманская. И в этих общинах, когда дети идут в школу, то они отличаются от других. Их поведение отличается от поведения других, что заставляет их чувствовать себя отщепенцами. И среди причин, которые заставляют их чувствовать так, это то, что они мусульмане. Часто им неудобно быть мусульманами перед другими детьми. Им неудобно. Им неудобно делать намаз перед друзьями. Или когда они приводят друзей домой, то они просят маму делать намаз в другой комнате, чтобы не смущать их перед друзьями. Им не комфортно с Исламом.
И моя хутба обращена к родителям. Есть родители, которые лишь немного имеют от Ислама, но они довольны этим положением. «Хвала Аллаху, этого достаточно, мы знаем все, что должны знать. Все замечательно». Но когда ребенку 15 или 16 все перестает быть нормальным, или когда этому ребенку исполняется 20 лет, и он говорит: «Я не вижу смысла в молитве. Вы мусульмане – это хорошо для вас, но я не разделяю этого». Мы должны понять, что эта религия не передается автоматически. Только по причине того, что вы мусульмане и делаете намаз, читаете Коран и приказываете детям совершать молитву, это не означает, что иман войдет в их сердца. Иман войдет, если вы будете прилагать усилия, чтобы иман вошел в ваши сердца. Если Ислам стал чем-то обыденным для вас, и хвала Аллаху, если вы находите время для пятничной молитвы. Пусть Аллах примет все наши поклонения и все наши усилия. Но все, что вне этого, в наших домах, в них нет ничего от Ислама, в них нет бесед об Исламе. Наши дети не знают, кто такой Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), они не знают, что такое Коран, кроме тех коротких сур, которые мы заставили их выучить. И все, это вся их религия. И, фактически, мы не отличаемся от тех бедуинов, которые знали лишь немного из Ислама и были довольны тем, что у них есть. А Аллах сказал им, что Иман еще не зашел в их сердца. Потому что, когда иман входит в сердце, то происходит что-то, что трудно описать. Все остальное является продуктом вашего действия.
Вы можете сказать, что я все время в окружении немусульман, поэтому мой иман слаб, или «обстоятельства не позволяют мне учиться, демонстрировать свои ценности – поэтому я слабею». Да, это так. Но знаете что? Когда иман входит в сердце, то вы можете быть в одиночестве, но все равно обладать иманом. Вы можете быть в пещере, как Асхабуль Кахф, и обладать иманом. Вы можете быть как Ибрагим, который был в одиночку целой уммой. Вокруг него никого не было. Поэтому мы не можем использовать наше окружение как оправдание. Бедуинам не было дано подобного послабления, им не было сказано: «вы не живете в городах, поэтому ничего страшного». Нет.
«Если вы продолжите подчиняться Аллаху и Его посланнику». Подчинение Посланнику очень важно. Бедуины не могут быть в посреди пустыни и подчиняться Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Наше подчинение Посланнику отличается от подчинения Посланнику этих бедуинов. Они не могут знать, что приказывает Пророк, пока они не будут с ним, пока им не будет сообщаться, что сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). И для того, чтобы вырасти, они должны быть в обществе тех, у кого они могут научиться, с кем могут обсудить. И слово «итаа» не только подчинение, но и уделение внимания. Если вы уделите внимание, послушаете и подчинитесь Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), то ни одно из ваших дел не исчезнет бесследно.
С одной стороны, им говорится, что иман еще не вошел в их сердца, что им следует еще расти, с другой стороны, им говорится, что это не значит, что те благие дела, что вы совершаете, исчезнут бесследно. Если вы будете продолжать подчиняться Аллаху и Его Посланнику, ни одно из ваших дел не пропадет. Это очень важный вопрос. Потому что в Коране в суре Хадид, Аллах обсуждает людей, которые обыденно подходят к своему Иману. Они говорили: “Мы мусульмане, и этого достаточно”. Но этого не достаточно. Есть вероятность, что приняв Ислам, некто будет слабеть в Имане так, что начнет сомневаться в Исламе. Это возможно? Да.
Даже в суре «Худжурат» сказано:
«Истинные верующие те, кто уверовал в Аллаха и Его посланника, после чего не впали в сомнение».
Почему Аллах говорит о сомнении? Потому что вероятность этого существует. Если бы не было вероятности этого, то Аллах не говорил бы об этом.
Мы не можем иметь Иман просто так. Это требует активности. Я хочу донести вам противостояние внешнего и внутреннего. Один из важных уроков этого аята. Когда вы совершаете молитву, то это внешнее, когда вы совершаете омовение, то это тоже внешнее, когда вы читаете Коран, то это тоже внешнее, это то, что может увидеть каждый. Но есть что-то происходящее внутри. Кто-то может молиться, но мыслями быть далеко, или читать Коран, но не уделять внимания тому, что он читает. И Аллах желает, чтобы произошла внутренняя трансформация, внутри сердца, что вы думаете внутри, какова ваша цель в жизни, почему вы зарабатываете, что вы будете делать с детьми, для чего вы живете, для чего существуете? Каждый имеет финансовые цели, я столько хочу иметь накоплений, я хочу купить недвижимость, я хочу такую машину. Все эти цели у вас в голове.
А где ваши цели относительно Аллаха? Это вопрос, который я задаю себе в первую очередь. И все эти вопросы о деньгах и машине, школе, женитьбе – все они занимают какое-то место в вашем сердце. Вы думаете об этом, когда водите машину, когда сидите дома, перед сном думаете об этом. Все это занимает место в сердце. И Аллах требует это место. Он не требует вас полностью отказаться от этого. Но где же Аллах, когда речь заходит об этом? Что я сделал для Аллаха?
И этот феномен наблюдается в других религиях, когда поколения людей, христиане, иудеи, индусы и даже мусульмане обыденно подходят к вопросам религии, как к тому, что пришло от родителей, на подобии культурных ценностей. И поэтому большинство подростков не религиозны. Потому что это лишь часть культуры их родителей. Они видят не вашу религию, а часть вашей культуры. Вы одеваетесь в определенную одежду – это часть вашей культуры, вы кушаете определенную еду – это часть вашей культуры, да и в этой культуре еще молятся определенным образом, в нашей культуре такие ритуалы и т.п. Но наши дети начинают перенимать новую культуру. Они не хотят есть пахлаву, они едят пиццу. Они другие. И меняя культуру, большинство людей в мире избавляются и от религии. Потому что все это было для них лишь культурой. Это было лишь набором внешних движений, которые никак не связаны с внутренним. Это очень серьезный вопрос, так как вы можете потерять целое поколение мусульман.
Я был в Мехико, лишь один день. Это самый густонаселенный город в мире – 38 миллионов людей. И я искал халяльный ресторан и нашел лишь два. Один из них был марокканским. Брат, который владел этим ресторанам, открыл его в 1972 году, когда переехал туда. Во всем городе всего два халяльных ресторана. Мы стали общаться, и я спросил его о бизнесе, как идут дела. Он ответил, что на джуму приходит всего несколько сотен человек, две или три сотни человек всего. А мечеть – это дом, который одна старая женщина, умирая, отдала под мечеть. И там они проводя джуму. Я спросил, что это все мусульманское население Мехико? Он ответил нет, в 70 и 80 Мексика открыла границы для эмигрантов, чтобы произвести модернизацию страны, и люди из Сирии, Иордании, Бангладеша и со всего исламского мира прибыли в Мексику, и их было сотни тысяч, В Мексике они научились выполнять функции технических работников, и они остались работать там. Я спросил: Они все вернулись обратно? Нет, они остались, но их дети больше не были мусульманами. Сотни тысяч людей, и всего лишь несколько человек совершает пятничную молитву. Это то, что происходит, когда вы беспокоитесь только о работе, о том, чтобы положить что-то на стол, но вы не кормите сердца.
“Я мусульманин, хвала Аллаху”. Что еще нужно? Вы можете думать о своей карьере, своих сбережениях, о своем будущем, но позвольте мне сказать: «Когда мы будем стоять пред Аллахом, мы должны будем объяснить Аллаху, почему, имея дар Аллаха «ля иляха иль Аллах», который был дан нам и который мог быть так легко взращен в нашем подрастающем поколении , почему мы не смогли сделать этого? И ответом будет то, что были слишком заняты другими делами. И одно или два поколения после нас уже не имеют того, кто скажет «ля иляха иль Аллах». Нам придется отвечать пред Аллахом за это.
Прошел долгий период, их сердца почерствели и большинство из них стало нечестивцами.
Каждый считает, что его семья имеет иммунитет, что она обезопашена. Если бы кто-то и имел право считать, что его семья в безопасности, это был бы пророк Ибрагим. Ибрагим (мир ему) мог сказать: «Я правильно воспитал своих детей». И это действительно было так. Его ребенок был так убежден в Аллахе, что сказал: «Делай то, что тебе было приказано делать. Если Аллах приказал перерезать мне горло, то сделай это. Все нормально, это ради Аллаха». И они оба подчинились, и он положил свою шею вниз. И даже такой отец – Ибрагим (мир ему) – так беспокоился за своих детей, что он обратился к Аллаху: «Удержи меня и моих сыновей от поклонения идолам». Он не сказал: «Удержи меня и мое потомство» – т.е. моих детей, их детей, их внуков, правнуков и т.д. Он не заглядывает так далеко, он просит за себя и своих детей. Даже то, что они были в Исламе, это не означает, что они в безопасности, только Аллах может дать безопасность. «Удержи нас от поклонения идолам». Я потрясен этим дуа: Оно совершается в Доме, который он построил со своим сыном, и это город, в котором все поклоняются Аллаху, он все еще беспокоится и говорит: «О, Аллах! Удержи меня и моих сыновей от поклонения идолам». Подумайте о том, что Ислам является не только религией практики, но и религией размышления. Это не только походы на пятничную молитву. Вам может не нравится то, что я говорю, но это нормально. Пусть вам это и не понравится, но вы сделаете что-то для себя и своих детей. Это касается каждого ребенка. Каждого ребенка, который больше озабочен видео игрой, нежели Книгой Аллаха. Это наша потеря.
И я хочу сказать об этих идолах. Ибрагим (мир ему) беспокоился об идолах. У нас нет проблем с этим. Тут нет каменных идолов, нет крестов. Мы не беспокоимся, что наши дети будут поклоняться каменным идолам. Но вы должны понять, что является сутью идолов. У каждого поколения собственные идолы. Каждая эра имеет свои идолы. Идол – это то, чему ты поклоняешься, на что возлагаешь свои надежды, то, о чем ты все время думаешь, все что занимает место Аллаха в твоем сердце. Это идол. И в наше время, технология легко становится идолом. Деньги легко могут стать идолом, которому поклоняются, если все, что заботит человека это деньги, люкс, гаджеты. Люди плакали, потому что не могли совершить хадж, а теперь люди плачут, потому что не могут купить новый Айфон. У людей духовный кризис, потому что у них нет какой-то видеоигры или видеоприставка не последней модели. У детей слезы текут ручьем. Что мы делаем? Мы создаем идолов для наших детей. Они невинны, что вы поставите перед ними, то они и впитают. И вы не можете винить их в том, что они переняли от вас. Знаете, мои дети играют видеоигры, и я играю вместе с ними. Но нужно придерживаться баланса. Вашей обязанностью не является создать детям люксовые условия и на этом считать выполненным свой долг. Иначе эти вещи станут их идолами, которым они поклоняются. Это все станет стоимостью их жизни. Сколько раз я слышал истории о подростках мусульманах и мусульманках, которые заявляют: «Я не верю в Аллаха». И я не говорю обо всем мире, я говорю о Техасе. «Я не верю в Аллаха. Оставьте меня, я хочу играть свои видеоигры». И это не является двумя несвязанными фразами. Это божество заменило в их сердце Аллаха. Вот, что произошло. Они играют по 10 часов в день. А мы оправдываемся: «Ну зато мы ходим вместе на пятничную молитву. Мы устраиваем мероприятия на праздники». Все должно быть хорошо. «Если вы продолжите подчиняться Аллаху и Его посланнику, то ни одно из ваших деяний не пропадет бесследно».
И последнее, что я хочу посоветовать себе и всем вам. Иман и наставление наших детей не в наших руках. Аллах наставляет, кого пожелает. Вы можете создать лучшие условия, вы можете сделать лучшее, что в ваших силах, но дети в конечном счете сами примут решение.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) даже за Фатиму не ручался. Он говорил: «О, Фатима! Бойся Аллаха, я ничем не смогу помочь тебе пред Аллахом».
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обращается к собственной дочери: «Ты отвечаешь за себя сама», «Каждый будет стоят пред Аллахом в Судный День по отдельности». Мы должны подготовить своих детей стоять в одиночку, мы не сможем стоят за них. Мы делаем все, что в наших силах, а все остальное за ними, и это в руках Аллаха. Но мы должны суметь сказать, что мы сделали все, что было в наших силах. Мы не отвечаем за их наставление, мы не можем контролировать, кем они станут в итоге – это их решение, их выбор. Но мы не должны, оглядываясь назад, видеть, что мы не создали нужных условий и возможностей. Как вы начали это путешествие? Как вошел Ислам в сердца вашей семьи? Мы должно говорить об этой религии. Мы должны участвовать в беседах об Аллахе, о том, почему мы мусульмане, о том, что означает Ислам, почему эта религия истинна, почему она совершенна, почему она настолько прекрасна.
Ваши дети идут в школу, и их друзья – христиане, евреи, неверующие, а потом они возвращаются домой и спрашивают: «Папа, почему мы считаем, что мы на правильной религии? Ведь вокруг столько других религий», а вы, услышав подобное, хватаетесь за голову: «Астагфируллах, ты что говоришь? Не задавай подобных вопросов!» Вы должны быть готовы к подобным вопросам, это возможность. И то, что ваш ребенок задает подобные вопросы – это хорошо, а не плохо, и вы не должны спрашивать «Почему ты задаешь подобные вопросы?» Если вы не знаете, как ответить на подобный вопрос, то начните изучать. Никто не придет и не научит их, вы должны научить их. Если же они увидят, что у вас нет ответа, то они будут считать, что никто не знает ответа. Да, вы можете отправить их в воскресную школу, где они якобы получат все ответы. Но ваши дети считают важным то, что вы сами считаете важным. И если вы не считаете это важным, то и для них это будет неважным. Никто не решит эту проблему за вас. Это ваша проблема – вы должны обучать себя. Особенно в таких маленьких сообществах, когда вы окружены немусульманами, и вам задают различные вопросы, конца которым нет. Как вы ответите на эти вопросы, если вы сами не знаете ответы на них, если вы сами не изучаете их.
И Книга Аллаха и Его религия настолько сильны, что вы не только научитесь отвечать на подобные вопросы, но и задавать свои. Из отвечающего вы можете стать спрашивающим. «Ты говоришь, что в моей религии проблемы? А что насчет этого, и того, и третьего? Это все имеет смысл для вас?» То, что вы постоянно в положении защищающегося означает, что вы не имеете имана, который у вас должен быть. Потому что будь он у вас в сердце и почувствуй вы его сладость, то вы захотели бы поделиться этим с другими. Мы и наши дети является представителями этой религии. Я ехал сюда из Далласа, и он не очень далек от сюда, но по пути было столько пустых земель, но Аллах решил, что вы будете жить здесь, что люди «ля иляха иль Аллах» должны жить здесь, и если весь этот регион не знает об Исламе, то это по вашей вине. Аллах поместил вас здесь не для того, чтобы вы работали тут, работу Аллах может дать где угодно, деньги – это не проблема. Аллах поселяет людей в определенном месте по определенной причине. Эта часть мира нуждается в «ля иляха иль Аллах», и нет никого другого кроме вас, чтобы люди узнали об этом. Вы должны доносить религию. Вы и ваши дети. Вы должны принять эту ответственность. Аллах даровал вам работу, здоровье, возможности, образование, теперь время вернуть Аллаху из долга.
Начните со своей семьи, а потом станьте людьми, которые делятся этой религией с другими. Другие должны узнать об Исламе от вас, а не из телевизора. Это чувство благодарности, чувство ответственности. И я молю Аллаха, чтобы мы не были просто людьми, которые просто несут в себе иман, чтобы не было сказано: «Нет, у вас нет Имана, все что у вас есть – это Ислам», а чтобы вы еще осознали, что такое Иман.
Я прошу Аллаха, чтобы каждый из нас почувствовал, что такое Иман, и чтобы Аллах даровал этот иман нашим детям, и сделал нас ответственными членами общества. Я прошу, чтобы Аллах объединил нас всех вместе, чтобы мы не просто собирались в мечети по пятницами, а чтобы собирались друг у друга в домах, и чтобы эти встречи приближали к Аллаху, а не отдаляли от Аллаха. Я прошу Аллаха, чтобы Он усилил братство между мусульманами, даровал им понимание их религии, и чтобы родители детей стали друзьями друг другу, и чтобы дети были друзьями друг другу, чтобы дети росли с кругу друзей мусульман, на которых они могут положиться. Я молю обо всем этом Аллаха, и я прошу, чтобы Аллах защитил эту общину, и чтобы помести баракат в ризг каждого из членов этой общины.
Источник:
https://www.youtube.com/watch?v=hN4NRylJqio
Комментариев нет:
Отправить комментарий