четверг, 1 октября 2015 г.

Нуман Али Хан

Передача:"Изумленный Кораном"

"Сомнения в сердце и разуме"


Добро пожаловать на серию передач «Изумленный Кораном», в которых я делюсь с вами тем, что удивило меня в Коране.

Сегодня я сравню два аята, один из которых из суры «Бакара», а другой из суры «Али Имран». Очень похожие аяты.
«الْحَقُّ مِن رَّبِّكَ فَلاَ تَكُونَنَّ مِنَ الْمُمْتَرِينَ»
«Истина - от твоего Господа, не будь же ни в коем случае в числе сомневающихся!»
«الْحَقُّ مِن رَّبِّكَ فَلاَ تَكُن مِّن الْمُمْتَرِينَ»
«Истина - от твоего Господа. Не будь же сомневающимся!»

В первом случае запрет строже, чем во втором.
Давайте поговорим о слове «сомнение»

Для слова «сомнение» Коран использует «رَيْب», «شك», «مراء», «مرج». Здесь использовано слово «مراء», от которого образовано слово «ممترين», которое описывает случаи, когда человек убежден в чем-то, но под воздействием аргументов у него возникают сомнения в основах, сомнения  в себе. Т.е. пророку говорится, чтобы он не лишался основ.

В чем же здесь различие?

Аят в суре «Бакара» относится к отрывку, рассказывающему об изменении направления молитвы мусульман от Иерусалима на Каабу. И когда изменилось направление, то ученые из числа иудеев стали критиковать мусульман, говоря, что Кааба не является священной землей, и что исторически священный дом находится в Иерусалиме. А пророк (да благословит его Аллах и приветствует)  был «умми» - т.е. не имел образования. А эти люди описаны в Коране «ахбар» - ученые чернил – их пальцы были постоянно в чернилах, потому что они очень много писали. Они подобны людям с ученой степенью в наши дни. Они говорили: «ты не знаешь о чем говоришь». И когда кто-то с академической степенью утверждает, что ты не прав, то это может сбить с толку. Как, например, выпускник средней школы, поступая в институт, сидит на занятия у ученого по философии, и он просто запуган его регалиями. И он считает, что этот ученый прав, потому что он столько знает и столько учился, ведь он эксперт.
Тут происходит такая же ситуация. Критика исходит от очень образованных людей, и есть шанс засомневаться и это может привести к сомнениям в себе. Не делай же этого. Истина исходит от твоего Господа. Не будь из тех, кто впадает в сомнения.

Вы знаете, что историческая целостность Каабы оспаривается и требуется больше исследование. Аллах сообщил, что первый дом, построенный для поклонения Аллаху людьми находился в Бакка или Мекке. И для подтверждения этого необходимо исторические раскопки. И естественно иудейские ученые не примут это легко. И кстати, мусульманские ученые провели значительную работу в этой сфере, и ее необходимо перевести на другие языки. В этих работах доказывается на основе Библии, что первый дом был в Мекке. Они доказывают это из Торы.
Ин-ша-Аллах, однажды это будет сделано.

С другой стороны, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) общается с христианской общиной, которая прибыла из Наджрана. Это уже в суре «Али Имран». И они говорят о том, что Иса – сын Бога. Это не академическое утверждение. Поэтому просто: «Истина от твоего Господа. Не будь сомневающимся». Да, они могут приводить какие-то философские обоснования своей вере, но тут не о чем беспокоится. Нет угрозы и нет каких либо поводов для сомнений. Поэтому держись истины.

Я и вы понимаем из этого, что существует два вида сомнений. Эмоциональное сомнение и интеллектуальное сомнение. Эмоциональное сомнение шло от христианской общины, по причине любви к Господу, желания спасти: «Неужели вы не хотите спастись?» И есть люди, которые не найдя любви в исламской общине приходят в христианскую общину и там они чувствуют любовь, то они начинают сомневаться в Исламе. А вы считаете, что это интеллектуальная проблема, вы начинаете доказывать что "три это не один, а один это не три"; "посмотри на их Библию, как она изменена". Вы ведете интеллектуальные споры. Но их сомнение не интеллектуальное, а эмоциональное. Они думают: «Если эти люди заблуждены, то почему они так добры и дружелюбны? А, если мы на истине, то почему мы так жестки» - подобные сомнения.

А академическое сомнение совсем иное. Там используется запутанная терминология, книги, исследования, которые выглядят такими убедительными, что вы начинаете задумываться: «Я уже не уверен в то, что верю, потому что столько ученых утверждают, что он не пророк». Это интеллектуальное сомнение.

Естественно, мусульмане должны бороться с обоими видами сомнений. Аллах не отменял ни одного из этих сомнений. Интеллектуальное сомнение шло от иудеев, а эмоциональное шло от христиан. Аллах признал существование оба этих сомнения, и Он подчеркнул, что академическое более опасно.

Давайте объясню почему эмоциональное менее опасно. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)  не был ученым, он не ходил в семинарию, он не учился в магистратуре, он не академик, он не писал книг. И поэтому у них есть преимущество, как они могли думать. А у христиан есть только любовь, мягкость, хорошие манеры, доброта, сострадание, милость. У пророка было все это больше чем у кого-либо. Поэтому не возможно соревноваться с пророком в этом.

Да, у нас есть в этом проблемы, потому что мы сбились с пути Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). И поэтому нас атакуют оба вида сомнений. И в аяте этому виду опасности дается меньшее предостережение. То, что есть у них из доброты, любви, мягкости, милости и даже больше этого – все это уже у пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Пусть Аллах сделает нас людьми лишенными каких-либо сомнений. Пусть Аллах поможет нам понять, каким значительным видам трансформации учит нас Аллах посредством этих аятов.

Источник
https://www.youtube.com/watch?v=4Ct7gke1oMU

Комментариев нет:

Отправить комментарий