суббота, 24 октября 2015 г.

Нуман Али Хан
Хутба: "Страх пред Аллахом"






السلام عليكم و رحمة الله و بركاته
“الحمد لله رب العالمين ، والصلاة والسلام على سيد الأنبياء والمرسلين و على آله وصحبه اجمعين ثم ام بعد”
أعوذ بالله من الشيطان الرجيم
" فأَمَّا مَنْ خَافَ مَقَامَ رَبِّهِ وَنَهَى النَّفْسَ عَنِ الْهَوَى * فَإِنَّ الْجَنَّةَ هِيَ الْمَأْوَى "
اَللّهُمَّ اَدْخِلْنَا فِي الْجَنَّة

Я хочу поговорить о страхе пред Аллахом. Но прежде необходимо понять, что все мы разные люди, с разным уровнем отношений с Аллахом.

Среди нас есть молодые люди, которые достаточно далеки от Аллаха, они не считают посещение пятничной молитвы достаточно важным делом, даже если в этот день нет уроков. Родители этих детей начинают чувствовать, что необходимо внести религию в жизни этих детей, потому что осознают значение, которое оказывает религия на жизнь их детей. В этих семьях чрезвычайное положение. Есть и другие молодые люди, находящиеся в состоянии пробуждения, желающие углубиться в религии.

Некоторые скептически относятся к конференции на подобии этой, когда разные люди выступают с 20-30 минутными речами и особо ничему не учат. Но вы знаете, я считаю, что это, по крайней мере, самая дозволенная вечеринка. И вы пришли с друзьями и участвуете в конференции, вы не пришли на урок, но пришли услышать совет. Да, тут будут выступать шейхи с мудрыми наставлениями, но вы ведь все равно половину времени будете сидеть в своих телефонах, поэтому будьте честны, вы здесь не для учебы.

Мы здесь можем дать друг другу хороший совет, пообщаться друг с другом, получить хороший настрой. И это хорошая цель. Это стоящая цель. Я не считаю, что единственной целью собраний должна быть учеба. Я считаю, что мы можем собираться вместе, чтобы поднять друг другу дух… Я пришел с детьми, и они, видя того и или иного странного мусульманина, спрашивают: «И это тоже мусульманин?» На что я отвечаю: «Да». Я хочу, чтобы они имели представление о других мусульманах.

По мере роста в религии, мы начинаем задумываться о проблемах мусульман, проблемах мечети, проблемах мира, проблемах политики, призыва, о проблемах того, что некоторые братья и сестры не выполняют какие-то обязательные предписания.
Подходят с вопросами: «Брат, я говорил с мусульманином, который не совершает молитву. Как мне убедить его?»

Проблемы, которые обычно связаны с другими, и вы желаете найти решение для кого-то иного. Другими словами, чем более религиозны вы, тем более вы переходите от забот о себе к заботам об окружающих. Вы беспокоитесь о других так же, как вы беспокоитесь о себе. Вы считаете, что сами себя уже спасли и теперь надо двигаться дальше.

Участвуя в организации, проявляя общественную активность, вы забываете о себе. В то же время есть и другая проблема. Это общая проблема для всего человечества. Вы определенным образом воспринимаете меня. И это восприятие не такое как восприятие меня моими детьми или женой. Они знают ту часть меня, которую вы никогда не узнаете.

Общаясь с миром, с другими людьми, мы представляем определенную версию нас миру. Мы говорим определенным образом, мы используем определенный тон. В вас есть часть, которую вы демонстрируете. А находясь в кругу близких друзей, в семье или наедине, выходит другая ваша сторона.

Но некоторые люди так долго остаются в одной фазе, что они начинают забывать, кто они на самом деле. Они так привыкают к своей экспортной версии, что даже могут не узнать себя в зеркале. Они не могут быть откровенными даже с собой.

Как много из нас тех, кто может поговорить с собой и сказать: «Вот мои недостатки», «Вот тут я не прав», «У меня проблемы с контролем гнева», «Я не способен сделать это», «Я не довожу начатое до конца», «У меня слабое внимание», «Я груб», «Я не могу отложить телефон в сторону», «Я пристрастился к интернету», «Я трус» …

Когда в последнее время мы сели и сказали себе: «Что я должен изменить в своей жизни?» Мы так обеспокоены мировыми проблемами, как будто бы у нас нет своих собственных. И когда вы слишком увлечены другими, когда вы не видите своих проблем, когда вы не беспокоитесь за себя, тогда вы не можете пролить и слезинки, читая Коран или слушая дуа, потому что у вас нет больше того страха за себя. Надежда – великолепно, но страх нужен для баланса. Они должны быть вместе. Не может быть одного и не быть другого.

Страх не противостоит надежде. Наша религия – это не огонь и пепел, хотя в ней говорится об огне и пепле. Но говорится сбалансированно.

Да, и еще, прежде чем я перейду к обсуждению этой проблемы, у нас есть общая проблема с перенасыщением.

Все эти фильмы, мультфильмы, видеоигры, в которых от вас требуется размазать голову врагу, или когда главный герой мчится на мотоцикле в огонь… Послушайте, лицо в огне – это развлечение, это весело и отважно?

Вас уже не трогают аяты Корана об огне, в которых рассказывается о муках и наказании, и вы думаете: «Ну это не так страшно». Мы перенасытились. На нас более не действуют слова. И это глубокая духовная проблема.

Это подобно тому, как некто не соблюдает диету и кушает все, что попало. Со временем такой человек заболевает, и нужно срочное вмешательство. Духовные проблемы подобны этому. Если вы не сидите на здоровой духовной диете, не отказываетесь от «еды из фастфудов», то вы принимаете духовный яд. И вы испытаете все эти последствия, самым большим из которых будет – отсутствие страха.

Страха больше нет. И даже когда ведутся религиозные разговоры о страхе, то первое, что мы делаем это жалуемся: «Почему Коран говорит об Аде?»

С таким вопросом подходят ко мне везде. В Бостоне одна девушка подошла и сказала: «Я была мусульманкой, но потом оставила религию». Я предложил побеседовать после программы, и потом она сказала мне:

«Я оставила Ислам, потому что читала суру «Ар-Рахман». Это сура, в ней столько милости. И Аллах, который описывает себя таким милостивым, но почему в середине суры говорится о том, что люди будут сожжены, на них будет пролит кипяток? Что это за милость? Я не понимаю, я бы поместила это в другую суру, потому что мне не удобно это читать».

Кто с кем говорит? Хозяин говорит с рабом. Это не книга с Амазона, относительно которой ты оставляешь отзыв: «Мне она понравилась, но вот эта часть про огонь мне не нравится, поэтому я даю оценку две звезды».

Она поставила себя на место судьи, на место того, кто знает, что есть хорошо и плохо. И знаете, что она ответила?

«Я не могла поверить, что Бог создал ад, потому что я не люблю страх, и если религия заставляет меня боятся, то мне не комфортно».

И тут хочу отметить, что в конце суры говорится: «И кто страшится предстояния пред Аллахом, тому два рая» – другими словами, Аллах устрашал вас, чтобы дать вам лучший Рай. Весь смысл устрашения в том, чтобы вы зашли в Рай. Даже когда Аллах устрашает нас – это милость.

Люди иногда произносят слова типа: «Я не хочу говорить об Огне Ада», «Я не хочу говорить о Судном Дне», «Давайте поговорим о милости». Но знаете, Аллах не позволяет нам скатиться на одну сторону. Изучайте Коран. Вы не найдете суры, в которой была бы только одна сторона медали. Аллах всегда создает баланс в уравнении, и нам следует быть людьми, которые страшатся Аллаха и отчитывают себя.

В Коране много раз описывается страх. В арабском то, что имеет большую важность, имеет множество синонимов. Например, меч или лошадь были очень важны для арабов, и у них много названий этих предметов. Страх и эмоции составляют большую часть арабской литературы. Коран использует более десятка слов для описания страха.

Например слово
“خَوف”

 “لاَخَوفٌ عَلَيْهِم وَ لَا هُمْ يَحْزَنُوْن”,

 “خَوف“ – означает “опасность, прихода которой ты ожидаешь”. Как, например, объявлено о приближающемся урагане, и вы начинаете собирать сумки, чтобы уехать из города. Это и есть  “خَوف“
Арабы говорят “خذ الامر بقوابله”, узнавай о деле по его признакам. Увидели усиление ветра – знайте, что беда в дороге. Это и есть “خَوف“.

Аллах сказал “فَأَمّاخَافَ مَقَامَ رَبِّهِ جَنَّتَان” – «а тому, кто страшился своего Господа – два Рая». Другими словами, они знали об этом заранее и поэтому не обманывались тем, что этого не будет.

Действительно, проблематично, если вы начинаете что-то предпринимать, когда беда уже случилась.

«Не беспокойся, у меня еще много времени» - Нет у тебя времени. Кто тебе сказал, что у тебя много времени? Аллах даровал тебе интеллект, чтобы ты играл в компьютерные игры? Или ты думаешь, что интеллект дарован тебе, чтобы ты смотрел сериалы? В чем тогда разница между тобой и теми, кто не имеет цели жизни.

Аллах говорит о таких: “اَفَحَسِبْتُمْ اَنَّمَا خَلَقْنَاكُمْ عَبَثًا“ – «или они считают, что Мы создали их без умысла?»

Бессмысленная жизнь? Жить, чтобы убивать время? И во главе всего этого мусульмане! У вас нет времени!

СубханАллах!

Одно это является указанием на отсутствие страха. Я не говорю, что развлечения запретны. Развлекайтесь, но знайте границы. Если же вы начинаете играть и не можете остановиться, то это указывает на то, что вы не боитесь последствий.

Это был “خَوف“.

А теперь “اَلْخَشِيَة”.

 “فَلاَ تَخْشَوْهُمْ وَاخْشَوْنِي”
Слово “خَشِيَة” на арабском описывает случаи, когда вы опасаетесь зла чего-либо; вред, который будет нанесен чем-либо.

«Я боюсь этой змеи» - это описывается словом “خَشِيَة”, потому что я боюсь яда, укуса.
Аллах сказал, например, не бойтесь людей и того, что они могут сделать. Даже если они могут это сделать. Страх пред змеей вполне логичен. В этом нет ничего неправильного. Даже Муса, будучи на горе, испугался змеи. Это естественно. Это не связано с недостатком имана. Все нормальные люди имеют инстинкт самосохранения, и не является подобное негативным само по себе. Если у ребенка нет этого инстинкта, то это проблема, потому что он может выпрыгнуть из окна, например. Умный ребенок не будет повторять то, что содержит в себе опасность.

И что же Аллах говорит нам? Множество людей до вас упали с этой скалы, и вы хотите повторить их путь? Вы хотите попробовать это сами?  И мы поступаем глупее, чем ребенок. «Да, давайте и я попробую. Я буду исключением, я буду тем, кто прыгнет из окна и полечу, а вы смотрите».

Нет никаких исключений! И как они могут быть?
“مَنْ صَارَعْ اَلْحَقَّ صَرَعَهُ” – «кто сражается с истиной, тот будет побежден истиной».

Страх – это естественное чувство, но в подходящем месте.

В Коране есть множество других слов, описывающих страх, но я остановлюсь еще на паре.
 “اَلْخُشُوْع” – описывает концентрацию и смиренность в молитве, но с присутствием страха. Это страх, который исходит из сердца и начинает влиять на органы. Вы начинаете чувствовать страх в своих мышцах, они расслабляются. Они начинают покалывать. Это и есть “خُشُوْع”. Когда он бывает? Во время молитвы. Аллах сказал:
“اَلَمْ يأَنِ لِلَّذِيْنَ آمَنُوا أَنْ تَخْشَعَ قُلُوبُهُمْ لِذِكْرِ الله”
Разве не настало время для верующих, чтобы их сердца заполнились трепетом пред Аллахом, упоминая Аллаха. Посредством поминания Аллаха – т.е. посредством Корана.

Настоящее чтение Корана. Не с совершенным таджвидом, что также важно. Не изучением тафсира Корана. Не с пониманием арабского, что также важно.

Настоящее чтение Корана – это когда вы хотите узнать, что Аллах говорит вам; и это единственная причина чтения. Это не связано с наукой. Это не “مراجعة”, это не повторение заученного. Все перечисленное важно, но у вас должно быть отдельное время для чтения Корана, чтобы это было терапией. И когда вы делаете это, то вы испытываете “خُشُوْع”.
И когда вы преуспеете в этом, то это произойдет и в молитве. Именно в молитве вы должны испытывать подобное чувство.

Но к этому надо подготавливать себя. Вам следует сесть и прочесть Коран, и позволить словам Аллаха переполнить вас эмоциями. Это не такая маленькая тема, потому что Аллах сам сказал в Коране: «Неужели не настало время для верующих, чтобы они переполнились чувствами».
Эти слова, если бы они были ниспосланы горам, то “لَرَأَيْتَهُ خَاشِعًا”,

Первая реакция горы – это “خَاشعًا“, а ведь гора – это лишь камни, и даже камень изменяется внутри по причине слов Аллаха.

Камни меняются, а наши сердца слышат слова Аллаха, и ничего не происходит? И Аллах говорит об этом: “Почему с сердцами ничего не происходит?”

Следующее слово “تقوى”. В Коране зачастую переводят это слово как “страх”. Лингвистичести это слово означает страх или действия, выполняемые по причине страха, ради защиты. Оно происходит от слова “وقاية” – что буквально означает «защита». Вы закрываете дом на ключ – это и есть “تقوى”.

Другими словами, вы не хотите попасть в проблемы. Здоровый, обладающий разумом человек будет оберегать себя.

Это то, что Аллах желает от нас – будьте бдительными людьми. Знайте о своем окружении. Знайте, что вас может привести к беде.

Аллах не сказал Адаму, что не кушайте с того дерева.
“لَا تَأكُلَ مِنْ هذِهِ الْشَّجَرَة” – Он не говорил этого.

Он сказал:
“لَا تَقْرَبَ هذِهِ الْشَّجَرَة “
«Не приближайтесь к тому дереву».

 “لَا تَقْرَبَ هذِهِ الْشَّجَرَةفَتَكُونَ مِنْ الظَّالِمِيْن “ – “Не кушайте с того дерева и даже не приближайтесь к нему, иначе вы станете беззаконниками”. Если вы просто приблизитесь к дереву, то вы будете искушены его плодами. И тогда вы вкусите из его плодов, и постепенно вы станете из числа совершающих несправедливость. Целая цепочка процессов. Но Аллах знает о нашей природе, и знает, что достаточно нам приблизиться к запретному, как мы будем втянуты в него. И если это было сказано Адаму, то вы не можете говорить: «Я справлюсь с этим. Не беспокойся. Это ведь не харам. Это почти харам».


Аллах приказывает страшиться не только Его, но и того, что ведет к греху. Вы идете в неверном направлении, делая чего-либо неправильно. Остановитесь.

Позвольте, я дам вам реальный пример.

Одна сестра подошла ко мне и говорит: «В колледже христианин спрашивает меня об Исламе и о Боге» или «Товарищ в школе спрашивает меня о Боге. Можете ли вы мне помочь ответить на вопросы?»
Послушайте, сестры. Он не спорит с вами, потому что у него теологический интерес. На эти вопросы есть множество ответов онлайн и много доступных ресурсов. Он лишь желает провести с вами время. И, возможно, глубоко внутри вы знаете об этом. Но вы приходите ко мне и убеждаете меня: «Нет, нет. Это же призыв к Исламу».

Или братья: «Мне нужна помощь. Я хочу встретиться с ней в Макдональдсе и обсудить с ней Единобожие. Да, после вечерней или ночной молитвы. Там халяльная еда. И это будет призывом к Исламу. Разве кушать еду харам? Или говорить об Исламе харам? Она уже почти готова принять Ислам, и потом я женюсь на ней», – и это еще халяльная версия того, что говорят обычно имаму.

Мы все знаем, что происходит. Мы не идиоты. Я также учился в колледже. Я знаю, как все происходит. Одно идет за другим. Если вы считаете себя исключительным и думаете, что вы здесь, чтобы спасти мир, то задумайтесь о том, что у вас могут быть проблемы и с нафсом. У вас может быть также и страсть“شَهَوَاتْ” . Вас может постигнуть наущение от шайтана, а вы даже не заметите этого.
“أَتأمُرُوْنَ النَّاسَ بِالْبِرِّ وَتَنْسَوْنَ أَنْفُسَكُمْ “ – «вы приказываете людям благочестие и забываете о себе».

И я завершаю. Как уже отметил ранее, “تقوى” – предосторожность до свершения факта, заблаговременные действия.

Также есть и “وجل“ -  это то, что происходит после действия. Вы совершили что-то и теперь боитесь за последствия этого.

Аллах сказал: “اِذَا ذُكِرَ الله وَجِلَتْ قُلُوبُهُمْ” – «Когда поминается Аллах, то их сердца начинают трепетать страхом в отношении того, что они сделали ранее».

Другими словами, стоя в молитве вы испытываете два чувства:
“خُشُوْع” и  “وجل“.
 “وجل“ – когда ваше сердце переполняется чувством сожаления о совершенных грехах.

И последний вид страха, о котором я хотел бы поговорить – это “الرهب “,

Однокоренные ему слова: “رهبانيه”, “رهبان“.“رهبانيه”, “رهبانيه”

В арабском это указывает на жизнь в стиле монаха, когда ничего из мирского вас не интересует. Вы слышали о христианских монахах, которые носят эту неудобную одежду, спят на полу, не едят слишком вкусную еду. Они не желают ничего из мирских благ. Они желают отказаться от любого мирского удовольствия.

Но в Коране это слово использовано при обращении к иудеям, например:
“وَ اِيَّايَ فَارْهَبُونْ “ – «и только Меня страшитесь».

Ученые говорят, что одной из первых проблем бани Израиля было то, что они считали себя самыми правильными, что у них нет никаких проблем, а все проблемы у остальных. В результате этого, они перестали страшиться Аллаха. А перестав страшиться Аллаха, они лишились стремления к Раю.

Когда уходит страх Ада, после него уходит и желание Рая. Одна мотивация уходит, потом другая. И нет более страха Огня. И все мотивации связаны только с этим миром.
И тогда им приказывается: «“فَاِيَّايَ فَارْهَبُونْ “» - «и только Меня страшитесь». Когда человек боится этим видом страха, то его больше ничего не интересует из мирского. Иудеи так погрязли в мирском, что они перестали бояться Аллаха, и Он желает вернуть их.

И этот вид страха самый сильный вид в арабском. Вы так напуганы, что ничего не входит вам в голову. Вы полностью переполнены страхом. Аллах использовал это слово в отношении людей, которые глубоко прониклись мирским, настолько, что полностью исчезла мотивация. Они лишились своей мотивации.

Страх был одной из причин моего возвращения в религию. Возможно это было основной причиной. И это не единственное из моих взаимоотношений с Аллахом. Но страх может быть хороших стартом. И постепенно страх балансируется надеждой, и это все перерастает в любовь.

Взаимоотношения с Аллахом эволюционируют, развиваются в различных измерениях, но для этого нужно время. Поэтому не бойтесь бояться. Бойтесь Аллаха.

Пусть Аллах позволит страху пред Ним войти в наши сердца и испытывать здоровый страх пред Аллахом. Пусть Аллах дарует нам сбалансированный страх, чтобы мы не переходили установленных Им границ. Пусть Аллах сделает нас из тех, кто боится наказания Аллаха. И пусть Аллах дарует нам страх перед Ним в моменты, когда никто другой нас не видит, чтобы мы почувствовали присутствие Аллаха.


بارك الله لي ولكم والسلام عليكم و رحمة الله و بركاته

   

Комментариев нет:

Отправить комментарий