среда, 20 января 2016 г.

Нуман Али Хан
Первые аяты из суры "Ар-Рахман"



Конечно же, мы не сможем полностью осветить эту суру, лишь некоторые моменты. 

Вначале я хочу поговорить об общем принципе Корана: «… чтобы они размышляли над этими аятами». Т.е. люди должны размышлять, думать, анализировать смысл, лежащий за аятами Корана. И это первое значение слова «тадаббур». Когда вы хотите действительно понять что-либо, то вы узнаете то, что снаружи и внутри, явное и скрытое. Нам следует иметь глубокое представление об аяте. Иногда Аллах дает определенную мысль, которая разделена на несколько аятов. Например:

«الرَّحْمَنُ .1
علَّمَ الْقُرْآنَ .2 »

Это фактически одно предложение. Но оно разделено на два аята. И в свете упомянутого принципа, Аллах требует от нас, чтобы мы каждому аяту отдавали должное. 
Да, как грамматическая единица, это одно предложение, но в качестве аята слово «Ар-Рахман» уже достаточно для размышления, и ему должно быть уделено внимание. Все выражение «Ар-Рахман обучил Корану» очень сильно, но Аллах разделил его на два аята. 

Так над чем же нам следует размышлять? 

Давайте начнем с самой легкого и простого. Каждый из нас знает значение этого слова, так как мы используем его каждый день. Мы произносим басмалу, мы произносим суру «Фатиха». Слово «Ар-Рахман» мы слышим постоянно. И все знают, что это слово как-то связано с милостью и что Аллах милостив. И первое над чем каждому из нас следует размышлять: «Как же Аллах милостив ко мне? Что же делает Аллах для меня, что демонстрирует Его милость? Какая из милостей мне была оказана на этой неделе, в этом месяце, в этот год?» Подумайте о себе, о своих детях, своих родителях, о том как Аллах излечил больных из их числа, или как кто-то был в страхе и избавился от этого, или был в нужде и Аллах смилостивился над ним… У нас крыша над головой, у нас есть здоровье, у нас есть еда и питье. И если вы составите список того, за что вам слеудет быть благодарными, то он не будет заканчиваться. 

СубханАллах.

Обычно мы говорим «Ар-Рахмани-р-Рахим», но в этой суре упомянуто только одно «Ар-Рахман».  Слово «Ар-Рахман» отличается от слова «Ар-Рахим». Существует множество обсуждений этого вопроса, но я дам лишь краткую информацию: Ар-Рахман означает не просто милость, но чрезмерную, неописуемую милость. И эта форма слова указывает на действие, которое происходит в настоящий момент. Т.е. в данный момент Аллах проявляет безграничную милость. И указывает на что-то определенное.  

И Аллах использовал тут слово «Ар-Рахман», потому что Он начал перечислять определенные милости. И вся сура является объяснением того, как нам следует понимать слово «Ар-Рахман».

Если вы не понимаете этого слова, то вы не поймете этой суры. У нас такой большой список милостей, которые Аллах даровал нам. Мы его составляли как? Что первое приходило в голову, то мы и писали. Мы навряд ли смогли бы составить этот список по приоритетности. Но Аллах дает свой список приоритетов. И первое – это обучил Корану. Не просто дал Коран, не просто ниспослал Коран, а обучил Корану. Он научил Корану! Было использовано очень точное слово – обучил Корану. Аллах упомянул о нашем создании в следующем аяте: «Создал человека». 
Хронологически, вначале был создан человек, и только потом он был обучен Корану. Аллах показывает нам, что создание человека меньше по значимости, чем обучение его Корану. 

Если посмотреть на слово «обучил» (алляма), то оно переходное т.е. когда мы говорим обучил, то подразумеваем наличие учителя и ученика. В аяте упомянут учитель – Милостивый, но не упомянут ученик, не указано это люди или это пророк или это ангел. И в этом также проявление милости – каждый может быть этим учеником. Аллах не ограничил тех, кто может быть этим учеником.  

В обычной жизни студенты стараются попасть на уроки самого лучшего преподавателя. И если получается, то это становится предметом гордости перед  В случае с Кораном, Аллах является учителем, разве может быть честь больше этой?  Помимо той милости, что Аллах создал нас, Он оказал нам милость, став нашим учителем. Не учитель в школе, не видео в ю-тубе, не книга по тафсиру, не имам мечети учил вас, это Ар-Рахман научил вас.  

Представьте, что кто-то дарит вам дорогой подарок. Вы берете его и бросаете в кладовку или еще куда-нибудь. Будет ли это проявлением неуважения? Также и с Кораном. Если мы не читаем Коран, не стараемся понять его, не стараемся научиться читать правильно, не стараемся заучить его, то мы отвергаем дорогой подарок от Аллаха. И так мы обычно относимся к ненужным подаркам, которые не представляют для вас какого-либо значения. Да, вы можете сделать вид, что вам понравился этот подарок, но доказательством ненужности этого подарка служит ваше отношение к нему после. Также мы можем говорить, что мы любим Коран, что он восхитителен, но доказательством будет служить наше отношение к нему, сколько времени мы посвящаем ему.
Как я сказал, Аллах не указал, кого Он обучил. Нет ограничения и по времени – как будто бы Он обучил одно поколение и все. Он обучает каждого, кто приходит к этой Книге с благим намерением. Необходима искренность при этом.
Также вы не услышите по СМИ или от друзей, что Коран - это милость. Аллах сказал, что ниспослал Коран как излечение и милость. Коран пришел от Милостивого как Милость.
«Создал человека»
Относительно слова «инсан» (человек) существует два мнение лингвистов и даже сподвижников. Первое мнение то, что слово «инсан» производное от слова «насия»,  которое означает забывать. Но, чтобы забыть что-то, вы должны знать это. До того как мы прибыли на эту землю, были ли мы представлены пред Аллахом? Да. Обратитесь к седьмой суре, суре «Араф» аят 172. В нем рассказывается о нашем договоре с Аллахом, до того как мы появились здесь. Но очутившись на этой земле мы забыли. И что поможет тому, кто забыл? Напоминание. А как Коран называет себя? «Коран – это напоминание для миров», «Нет же, это напоминание», «Это напоминание…» и т.д.
Согласно другому мнению, слово «инсан» производное от слова «любовь» или «сострадание» и противоположное «дикости». И для тех, кто был создан сострадательным, будет лучшим подарком что-то содержащее любовь и сострадание – Коран.
Давайте обсудим и слово «Коран». Некоторые ученые говорят, что это указывает на то, что читается много. И тот, кто заявляет о своей любви к Корану или о том, что ценит этот дар Аллаха, тому следует много читать Коран. Потому что определение слова «Коран» - то, что читается часто.  
«Обучил изъясняться»
«Байан» - означает ясную речь, способность общаться с другими.
Аллах уже сказал, что обучил Корану, использовав слово «алляма». И в этом аяте Он также использовал это слово. Аллах обучил нас не только Корану, но и языкам. Аллах не сказал, что научил арабскому, а это указывает на то, что Аллах научил всем языкам. И поэтому, нам не следует быть из тех, кто смеется над языками других людей. Да, Аллах выделил из всех языков один, но это не значит, что другие не следует уважать. Также мы узнаем, что возможность объясняться - это честь от Аллаха. И мы должны ценить этот подарок от Аллаха. Мы не должны использовать этот дар ради низких и порицаемых вещей. Этот дар должен быть использован для возвышенных целей. А не использовать для грязных шуток и плохих слов. Этот язык вам был дан, чтобы вы читали Коран.  
Все знание, что есть у нас, все библиотеки, все труды ученых – все это последствия милости – умения изъясняться.
После этого Аллах переходит к описанию других милостей. Он говорит про солнце и луну, которые полностью подчиняются Его указаниям и которые очень точны в своем поведении. Аллах как бы говорит, что создал людей как наивысшие творения, но есть и другие прекрасные творения, которые хоть и ниже по статусу, чем люди, но они намного лучше выполняют возложенное на них. А вы люди, вы были обучены Корану, были обучены изъясняться, вам был отправлен Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)  - вы не выполняете своей роли.
И затем говорится о небе: «Он возвысил небо и установил весы» - посмотрите как все точно в небесах, все находится на своих местах, и вы, люди, не должны нарушать баланс в своих делах.
И в конце хочу отметить: Коран заслуживает нашего времени, нашего внимания, наших усилий. Чтобы понимать Коран мы должны изучить язык Корана – арабский. И никто не может сказать, что невозможно выучить арабский. Да, у разных людей это может занять разное время и усилие, но это милость Аллаха, которую Он даровал всем.  Мы лишь должны постараться реализовать ее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий