четверг, 3 декабря 2015 г.

Нуман Али Хан
Исцеление от грусти


...
Коран отвечает на все проблемы, с которыми сталкивается человек, будь то физические, психологические, психические.

Аллах создал людей прекрасным образом. Слово «тагвим» происходит от слова «гАма» - стоять и используется для описания возведения прочного здания. Люди возведены на прочном основании, и Аллах подчеркивает это, упоминая в качестве клятвы несколько значимых созданий, а потом говоря о том, что человек создан прекрасным образом. И Аллах подчеркнул также, что Он сам создал, используя личное местоимение первого рода «Мы». Ученые говорят, что это подчеркивает насколько Аллах близок к людям, потому что упоминает себя в первом роде, говоря о создании человека.

Аллах, создавая любое творение, заложил общую для всех черту. В суре «Ар-Рахман» говорится: «Все на этой земле смертно». Использовано слово «фан», а не «меййит». «Фан» - это постепенное умирание. Когда здание стареет и начинает обветшать, c него осыпается краска, то мы начинаем винить строителей в недостатках произведенных работ. Но в случае с человеком это является естественным, заложенным процессом. Создатель вложил это как часть испытаний для человека. Но испытания не должны называться недостатком. Мы должны пройти через ряд испытаний: физических, эмоциональных, психологических.

И одна из этих эмоций, которую испытывал каждый из нас, это грусть.
Первое слово для описание грусти, которое используется в Коран, это «غمم». Производное от этого слова также используется для описания облаков на небе, сквозь которые не проходит солнечный свет, и это продолжается долгий период времени, что в последствии приводит к депрессии. Само слово «غمم» описывает состояние беспокойства. Состояние беспокойства за то, что еще не произошло, но что ожидается. И этим словом описываются пессимисты, которые не могут найти что-то позитивное, они постоянно видят негатив в происходящем.
Следующий термин: «حزن»   - чувство неудовлетворенности, чувство беспокойства за что-то. Когда человек лишается сна по причине депрессии и беспокойства. Когда человек постоянно думает о чем-то: он не может устроиться на работу, и это занимает все его мысли. И это чувство возникает после того, как что-то происходит.
В Коране часто повторяется аят: «нет им страха и нет им печали «حزن»»
В аяте использовано «وَ لا هُم يحْزَنُون», хотя лингвистически вы можете сказать: «وَ لا يَحْزَنُون».
Но «هُم» добавлено для того, чтобы подчеркнуть, что вот эти люди не будут опечалены, но будут те, кто будет. Да все люди будут испытаны грустью в этом мире, но постоянное чувство грусти будет только для неверных в Судный День. И какую бы грусть вы не испытывали в этом мире, она не сравниться с тем, что будет в Судный День.


Не надо заблуждаться, считая, что грусть указывает на слабый иман. Пророки испытывали грусть, праведные люди испытывали грусть. В Коране множество историй, в которых рассказывается о грусти. Грусть – это часть нашей жизни. Коран не призывает уничтожить грусть, но он показывает как справляться с ней. Потому что это одно из испытаний нашей жизни, также как счастье, гнев и другие чувства. Вы не можете уничтожить гнев в себе, вы можете только регулировать его.


Третье слово «بثث» - это глубокое чувство грусти, которое влияет на все поступки человека. Даже улыбнуться такому человеку тяжело. Это можно перевести как “депрессия”. И это огромная проблема для всего мира. Это чувство, которое постоянно внутри, от которого невозможно избавиться. И кстати, слово  «بثث» проходит в Коране, когда Посланник Аллаха испытывает продолжительное чувство  «بثث» и «حزن»: «Я жалуюсь о своем чувстве «بثث» и «حزن» Аллаху». Из этого мы узнаем, что мы можем жаловаться Аллаху. Надо правильно это понимать. Когда мы идем к доктору и жалуемся, то мы не предъявляем ему претензий, а просим помочь нам. Или когда ребенок жалуется матери на боль в животе, то он просит ее помочь, а не обвиняет ее в том, что она причина боли. И жалуются не каждому, а только близким. Когда два не достаточно близких человека встречаются, и один спрашивает у другого «Как дела?», тот отвечает: «Хвала Аллаху. Все хорошо». Но когда тот же человек приходит в дом матери, то превращается в ребенка, как говорится в арабской поговорке. И обращаются к тому, кто полностью может понять жалующегося.


Четвертое слово «وَي» - когда человек чувствует, что его прокляли. Чтобы он не делал, ему кажется, что все делает не так, не правильно, все валится с рук. Человек лишается уверенности, он считает, что больше не сможет изменить ситуацию. Это одно из худших слов в арабском языке, и этим словом также описывается Ад. И я сталкиваюсь с проявлением этого чувства, когда люди пишут мне и говорят: «Я совершил такой-то поступок, и теперь думаю, что Аллах проклял меня, и я больше не найду работу, у меня будет ужасная жизнь».


Далее слово «أسف». И  некоторые утверждают, что это слово имеет корни в иврите, и оно близко к слову «يُسف» имени пророка Юсуфа, который действительно пережил много грустных моментов.


Это чувство появляется до того, как появляются другие виды чувств печали. Например, вы расстроены чем-то, и вы злитесь на своего друга.   
И это слово «أسف» было использовано, когда Муса вернулся с горы от Аллаха и обнаружил свой народ поклоняющимся тельцу. И Аллах сказал, что он спустился «أسف», но потом разгневался и схватил своего брата за бороду.

И последнее слово «ءسا» - это сожаление об упущенной возможности, либо сожаление о том, что было сделано в прошлом, что повлияет на будущее. Например, человек жениться без разрешения родителей, проходит много лет, у него уже свои дети, которых надо женить, но родители все еще упрекают его в том, что он женился без их благословения. Это все проявление чувства «ءسا»

Аллах не желал, чтобы мы жили постоянно в состоянии грусти. В Коране сердце, полное иманом, описывается как сердце здоровое. И Аллах желает, чтобы верующие пришли к Аллаху в Судный день со здоровым сердцем. И это здоровое сердце указывает не только на иман, но и на отсутствие эмоций, которые влияют на наш иман: страх, печаль, беспокойство – все это влияет на наш иман.

Сильный иман не гарантирует вам постоянное пребывание в благоденствии. Они не взаимосвязаны в этом мире. Это мир испытаний и трудностей. Например, Ибрагим (мир ему) в молодом возрасте изгоняется собственным отцом из дома. Или Юсуф (мир ему), который был предан собственными братьями. Он хотел быть как старшие братья, он хотел играть со старшими братьями, он хотел говорить как они, дружить с их друзьями. Но эти старшие братья предали его, и это большая драма. И мы узнаем, как Юсуф был близок со своим отцом и рассказывал ему о своих снах. И это дано не каждой семье. Или Муса (мир ему). Его народ доставил так много боли ему. 

Или Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и курайшиты. Соседи, семья, родственники, даже дяди. У Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) умирает ребенок, а его дядя Абу Ляхаб выходит на улицу и начинает праздновать и кричит, что у Мухаммада не будет сына, что он безродный. И все вокруг начинают повторять эти слова. Твой родной дядя празднует смерть твоего ребенка. Как это тяжело пережить. И мы узнаем из этой истории, что часто драматические события и грусть будут постигать по причине вашей семьи. Не чужие люди, а близкие люди, потому что они имеют доступ к вашему сердцу. Родители, дети, муж, жена, дяди, братья – кого вы любите, те и будут приносить вам печаль. И это касается не только вас, но и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) испытывал эти чувства.


Адам (мир ему) и его грусть. Она связана с Аллахом, простит ли Аллах его или нет за то, что нарушил приказ Аллаха.  Аллах даровал ему прощение после ниспослания слов обращения к Аллаху.


Или Нух (мир ему) и его ослушавшийся сын.


Или Лут (мир ему) и его жена.


Во время битвы при Ухуде была печаль по причине недисциплинированности, была печаль по причине потери 70 сподвижников, печаль по причине слухов о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был убит, была печаль по причине отступления мусульман. Одна печаль поверх другой. Аллах описал это посредством слова «غمم» и Он говорит, что целью было, чтобы сахабы меньше переживали за свои потери, чтобы сахабы отучились от мысли, что дальше будет еще хуже. Я объясню: когда у человека проблемы, то он впадает в депрессию, если у него еще проблемы, то он впадает в еще большую депрессию. Но когда у него сотни проблем, то ему уже все равно. Аллах ниспослал столько проблем сподвижникам, чтобы они поняли, что не они контролирует дела, а Аллах.


Я разделяю грусть на три категории.


Грусть, возникающая по причине себя, по причине какого-либо своего ошибочного
поступка.


Грусть, возникающая по причине других, по причине их слов или дел.


Грусть, возникающая по причине обстоятельств, когда некого винить, например, землетрясение, авария, болезнь и т.д.

При первой категории грусти я советую вам изучить дуа Мусы, упоминаемое в Коране. Муса непреднамеренно убил человека, и поэтому его искали слуги Фараона, чтобы убить. И когда вы совершаете проступок, то вы платите за него внутренними переживаниями. Даже несмотря на то что это было сделано в борьбе и непреднамеренно, Муса переживал. Аллах даровал Мусе дуа, с которым легко идти по жизни, после совершения ошибки:
«Господи, воистину, что бы ты не ниспослал из добра, я буду следовать за ним»

Под «добром» тут подразумевается также и возможности. Муса просит, чтобы ошибки прошлого не влияли будущие возможности. Не давай мне печаль поверх печали. И кстати, сразу после этого дуа Муса получает работу и женится. Об этом идет речь в следующем аяте, который начинается с «ف», что указывает на связь. Из этого дуа мы понимаем, что даже если вы сделали что-то неправильное в прошлом, то нужно оторваться от него. Муса говорит о том, что будет использовать любую возможность совершить благо. Подобно тому, как нищий бросается за любой монетой, так же и я брошусь за благим делом, только дай мне шанс, и я проведу оставшуюся часть жизни, помогая людям.


Намаз и пост – это стандарт, это не обсуждается.
Нужно делать добро окружающим. Налаживайте отношения, навещайте больных, проявляйте заботу о родителях, навещайте бабушек и дедушек, поговорите с братом, которого не любите. Муса помог двум девушкам и понял, что помогая другим можно идти по жизни.

Вторая категория – грусть по причине других. Муса испытал столько проблем от своего народа и единственный, с кем он мог нормально общаться, был его брат. Он обратился к Аллаху: «Господи, я владею властью только над собой и моим братом. Отдели же нас и народом несправедливым».
Но это обращение не касалось семьи, а только народа.

Пророки терпели относительно своей семьи, пока не приходил приказ Аллаха.


Нух держался своей семьи, пока Аллах не приказал расстаться им.
Ибрагим просил за своего отца, пока Аллах не приказал ему перестать делать это.


Некоторые берут эти истории как доказательство, говоря: «Аллах приказал Нуху и Ибрагиму» - Аллах приказал Нуху и Ибрагиму, но не тебе. Не следует разрывать семейные узы. Вы можете просить отделить вас от тех, кто не из вашей семьи и кто приносит вам много печали. Относительно семьи вам следует просить Аллаха улучшить ваши взаимоотношения.

Третья категория – грусть по причине обстоятельств, того, что люди не могут контролировать. Люди впадают в печаль, которая превращается в гнев против Аллаха. И это очень распространено сегодня, люди испытывают трудности и обвиняют в них Аллаха. Так могут поступать те, кто не знает кто такой Аллах. Эти люди даже не имеют знаний о правилах взаимоотношений. Допустим, у вас есть друг, и когда вы общаетесь с ним ежедневно, то вы на одной волне. Но если вы долгое время не общаетесь, то начинаете строить предположения относительно друга, и даже если до вас доходят его слова, то вы начинаете их интерпретировать основываясь на предположениях. Почему? Потому что у вас нет постоянного контакта. Чем меньше вы общаетесь, тем больше у вас между собой недопонимания. Также, когда мы не находимся в постоянной связи с Аллахом, мы начинаем строить плохие предположения об Аллахе. Аллах сообщил в хадисе-кудси: «Я на предположении раба обо Мне» - т.е. если раб хорошо думает об Аллахе, то Аллах будет таким как думает о Нем раб; если он считает, что Аллах предоставит выход, то Он предоставит. Как вы относитесь к Аллаху, так и вам будет возвращено. И ваше плохое мнение об Аллахе еще больше усугубляет положение.
И в конце, про исцеление от печали.

Вспомните прекрасное имя Аллаха «Ар-Рахман», которое происходит от слова «Рахма». Оно часто переводится как милость, но я не согласен с этим вариантом. Потому что милость обычно проявляют, когда что-то не делают: солдат имеет возможность убить, но не убивает, проявляя милость.  Т.е. милость используется в контексте того, что должно было произойти нечто плохое, но оно не произошло. Поэтому не совсем верно подходить так к этому имени Аллаха.


Слово «рахма» в арабском указывает на утробу матери, которая хранит ребенка. Находясь в утробе ребенок не переживает о еде, одежде и т.п. И если у ребенка проблемы, то мать решает их. Эта утроба окружает ребенка любовью и заботой. Мать испытывает огромную боль при родах, но при этом и любит своего ребенка больше всего. Удивительно, что она любит того, кто чуть не убил ее. И одно из основных значений «рахма» - это покрывать заботой кого-либо по причине любви. И никто не может сделать больше, чем Аллах. Это понимание имени «Ар-Рахман». И то, что делает утроба матери в отношении ребенка, невозможно сравнить с тем, что делает Аллах все время для людей.


Еще один пример. Муса (мир ему) помог своему народу избежать рабства. Народ жил в рабстве долгое время, и это довольно печальный период. Их мужчин и детей убивали, женщин брали в рабство. Это неописуемый период печали для всего народа. Муса (мир ему) помог им уйти из плена. И Муса обращается к народу с призывом к терпению. Все говорят о том, что надо терпеть, но мало кто говорит, как надо терпеть.


Вы не можете просто терпеть, нужно предпринять еще дополнительные шаги. Терпение должно быть выработано. Люди избежали рабства, люди без запасов еды, в пустыне, и Муса говорит им: «Сказал ваш Господь: «Если вы будете благодарны, то обязательно преумножу вам».
Видите, разве он сказал будьте терпеливы? Нет, он сказал, будьте благодарны. Это было сказано несчастным людям. Это и есть исцеление печали – изменение своих мыслей.


Вместо мыслей о терпении, когда вы постоянно вспоминаете о проблеме и думаете, что надо терпеть, Муса призывает думать о том хорошем, что произошло в вашей жизни. Когда вы будете вспоминать о хорошем, то кому вы будете отдавать должное? Аллаху. И это сделает вас благодарными, а когда вы будете благодарны, то будет легче проявлять терпение.
Когда нет благодарности, то невозможно и терпение. Это как два крыла одной птицы. И Аллах сообщает в аяте: «Если вы будете благодарны, то Я обязательно, непременно преумножу вам».


Аллах не указал, что именно Он приумножит. Потому что каждому из вас может быть необходимость преумножить в различных вопросах: кому-то в детях, кому-то в терпении; кому-то знание; кому-то ризг; кому-то счастье; - все что нужно - это быть благодарным.
«А если вы будете не благодарны…Воистину, наказание Аллаха сильно». Тут Аллах не поставил конструкцию «если…то…», как это было в первом случае. Тут же идут два отдельных предложения. Достаточно было добавить лишь «فّ», чтобы получилось условная конструкция, но Аллах не сделал этого.


Последнее. Как я говорил, одним из печальных моментов в жизни нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) была потеря сына. И Абу Ляхаб своим поведение усугублял все это. И было ниспослано две суры: Сура «Абу Ляхаб» и сура «Каусар». Сура «Каусар» не упоминает о потере Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). И тяжело перестать думать об этом. Аллах же сообщает: «Мы даровали тебе Каусар». Мысли Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) от потери ребенка переключаются на Каусар (изобилие). И в этом излечение грусти. Аллах сообщает в момент сильной грусти, что Он даровал абсолютное изобилие. Некоторые ученые говорят, что под словом Каусар (изобилие) имеется в виду Коран: «Мы даровали тебе Коран, почему же ты грустишь?» И Коран является самим по себе излечением, когда Аллах говорит с вами. И в чем выражается благодарность? В молитве. И приноси в жертву животное, а твои враги – оставь их. И твоя печаль уйдет.
Мы должны изучать Коран, потому что мы должны прочувствовать это все сами. Всего не скажешь на лекции.


И каждый раз, как будет появляться печаль, вы будете обращаться к Корану и преодолевать ее. Даже Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) постигала печаль после ниспослания суры «Каусар», но Аллах посредством Корана устранял ее.


Коран – это исцеление.


Вы должны быть счастливы только потому, что вы мусульмане. У вас есть «Ля иляха иль
Аллах» и это самая большая причина для счастья.


Пусть Аллах сделает из людей, которые не погружаются в грусть и печаль.


Пусть Аллах позволит быть искренними помощниками и советчиками друг другу.


Пусть Аллах сделает нас примером для всего мира.

Комментариев нет:

Отправить комментарий